0. Уважаемый Chim в теме viewtopic.php?f=14&t=3363 сконцентрировал самые важные и основополагающие знания о параметрах масел. Я же попытаюсь лишь немного дополнить картину. Акцентирую для истории, бессмысленно и даже вредно читать всё, что написано ниже, без прочтения упомянутого поста Chim'a.
1. Холивары на тему "минералка или (полу)синтетика" - спор о качестве браги от бабы Нюры, когда в соседнем универсаме продаётся нормальная водовка. Фанаты бабы Нюры будут возражать, но прогресс ушёл далеко вперёд
Синтетика обладает точным, однозначным и однородным молекулярным составом. Составом созданным из молекулярного конструктора именно для достижения заранее заданных смазочных свойств без вредных побочных эффектов. Если по простому, синтетика - это минералка без отрицательных свойств. Смазывает, моет, не окисляется, не коксуется, не испаряется, не угорает, в разы сильнее сопротивляется как времени так и крайним температурам. Водка без сивушных масел.
2. Примечание о гидрокрекинге. Что бы там не говорили - это не синтетика. То, к какой группе производитель относит своё гидрокрекинговое масло, зависит только от законодательства и совести производителя. Совесть у них известно где, поэтому только от законодательства. В Японии, например, такие масла обязаны называться минеральными. И правильно, нечего людям голову дурить. Синтетика подразумевает химический синтез чистого вещества. А гидрокрекинг - лишь недорогой способ подтянуть качество нефтяного коктейля обычной минералки. Да, масло действительно получается получше но далекое от синтетики. Что, впрочем, отнюдь не мешает маркетологам гордо называть его синтетическим.
3. Известный миф "синтетика убивает старый двигатель" объясняется очень просто: обычная минералка создаёт на стенках, в полостях и каналах множество отложений, которые правильное масло должно наоборот отмывать и растворять в себе. И если мотор старый, а значит скорее всего уже засран отложениями, то в момент перехода на синтетику эти куски гудрона и нагара сначала размягчаются, и, не успев раствориться, отрываются от стен и путешествуют по мотору забивая мелкие зазоры и каналы. Получается, заливаешь качественное масло, а мотору наступает масляное голодание, клин, износ и капиталка. Разумно ли утверждать при этом, что просто "масло не подходит дивгателю"?
Итак, встречайте
Синтетика. Настоящая и современная.
Всё остальное от лукавого.
- ПАО (полиальфаолефины).
Самый старый и оригинальный вид синтетики. Уже лет 50 как изобретён. Как основоположник класса обладает всеми знаменитыми качествами синтетики. Собственно то, что и назвали синтетическим маслом. Крепко держит вязкость в широком диапазоне температур (сильно хуже густеет на морозе, не разжижается до состояния воды на поршнях) Стабилен во времени (очень медленно стареет). Не испаряется. Не коксуется. Не превращается в гудрон и асфальт.
Но жидкий и дорогой. Не любит присадки. Нужны загустители, модификаторы и воля покупателей к покупке. - Эстеры (сложные (поли-)эфиры).
По потребительским свойствам в целом такие же как ПАО. Главный бонус: благодаря полярным молекулам как мыло к грязи липнут к металлу, образуя надёжный нестекающий смазочный слой даже на холоде и после долгой стоянки. Ну и плюс присадки лучше расторяет. - PAG (полиалкиленгликоли)
Самый последний писк моды и остриё науки. Очень уж хороши по свойствам. Хотя известны были уже давно, приручить создать и начать производить PAG'и способные приемлемо растворяться в масле и не впитывать влагу удалось всего пару-тройку лет назад.
Самые высокие на сегодняшний день собственные смазочные свойства. Можно сказать, что масло само себе является присадкой или модификатором трения. При этом обладает всё тем же набором изначальных "синтетических" качеств: прекрасной моющей способностью, высоко- и низкотемпературной устойчивостью, очень низкой испаряемостью и пр.
Минус - до прилавков ещё не добрались.
Напрашивается вопрос, если выбирать из синтетики, то какую?
Ну вот про PAG'и уже появляются легенды:
Вы верите, что этот масляный насос снят с двигателя, отмолотившего в жестком режиме 180 моточасов? А это так!
при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.
Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.
http://www.zr.ru/content/articles/746102-na-kakom-masle-issleduem-sintetiku-supersintetiku
Думаю, ответ уже напросился
Но пока производители осваивают производство PAG'ов, большей популярностью заслуженно пользуются эстеры.
В любом случае даже старые добрые полиальфаолефины заведомо надёжнее любой минералки.
PS А вообще, двигатель убивает не масло, а его отсутствие