Как покорить гору

Делимся опытом, земля она круглая !

Модератор: dyoma

Как покорить гору

Сообщение Corvin » 05/11/2009,14:46

Взято тут: http://www.prado-club.su/forum/index.php?topic=7025.15

Как покорить гору? Советы Александра "ZAR".

Прежде всего, изучите подъем. Милая зеленая травка на крутых подъемах, может представлять опасность для вас, т.к. очень скользкая и когда колеса начнут буксовать на подъеме, внедорожник может развернуть боком, и тогда до переворота останутся считанные мгновения. Та же опасность может подстерегать и на мокром глинистом подъеме. Поэтому, забираясь на крутой холм, учитывайте все вышесказанное и главное – ставьте автомобиль к подъему перпендикулярно, т.е. под 90 градусов к линии горизонта (также и при спуске). Исследуйте, куда вас вынесет после разгона на подъем, также, если попытка будет неудачная, путь к отступлению задним ходом: камни, деревья и т.п., то есть наметьте мысленно траекторию атаки и отступления.

Подготовились? Тогда подключаем полный привод и пониженный ряд передач в раздатке, выбираем низкую оптимальную передачу в КПП, чтобы на подъеме не переключаться, иначе «труба» делу. Набираем скорость, чтобы был запас инерционных сил – они вас и вынесут, но перед самым подъемом не давите радостно на «газ» – излишне большая скорость на подъеме вынесет наверх и после свободного полета в воздухе, вас ожидает очень неприятное приземление и удар, как для пассажиров, так и для внедорожника. Поэтому, надо поймать момент перед концом подъема, когда через лобовое видно только небо, и мгновенно снять ногу с педали «газа» – двигатель и вес машины осадят вашего скакуна и он мягко выберется на пригорок. Еще один опасный момент при подъеме: если вы не смогли выбраться с одного раза и «зависли» где-то посредине – не пытайтесь удерживать машину на тормозах. Как бы вы сильно не давили на педаль тормоза, машину все равно начнет нести, а т.к. колеса заблокированы тормозом и не крутятся – спуск будет неуправляемым, в этом и есть особая опасность (влажный, скользкий грунт).

Дело в том, что двигатель у внедорожников спереди, передняя часть тяжелее и будет стремится развернуть машину боком. Это крайне опасная позиция для автомобиля на подъеме, т.к. у внедорожников высокий центр тяжести. При этом, если ваши колеса заблокированы тормозом, они будут работать как лыжи, и ваш неуправляемый автомобиль начнет разворачивать и сносить набок, после чего – переворот со всеми вытекающими для вас последствиями.

Теперь мы подошли к самому опасному маневру: подняться то мы поднялись, а ведь придется и назад спускаться – это задачка посложней будет! Все опытные джиперы, а так же альпинисты хорошо знают, что подняться вверх, пол дела – главное спуститься обратно. Такое же правило и для внедорожника, причем как за городом, так и в городских условиях зимой, когда температура около ноля градусов и снег мокрый и скользкий. На спуске главное не терять самообладание и не паниковать, остановитесь на пригорке, выйдите и разведайте спуск. Важно, что бы на пути не было помех: мощных деревьев, крупных камней, ям и т.д. Оценив условия и наметив маршрут, вспомним, что вы делали перед подъемом, теперь то же делаем на спуске: ставим внедорожник строго по курсу спуска.

На спуске есть единственное и главное правило – забудьте про тормоз и сцепление! Так же, перед спуском необходимо: поставить самую низшую передачу, перейти на пониженный ряд передач в раздатке, нельзя делать резких движений рулем, а корректировать траекторию необходимо плавно, и еще раз: забудьте про педаль сцепления и тормоза, т.к. блокировка колес при торможении на спуске мгновенно приводит к опрокидыванию! Ни при каких обстоятельствах не нажимайте педаль сцепления на спуске! Для АКПП это не так актуально, но аккуратнее с тормозом. Внедорожник сразу же понесет, из-за собственной массы и ничем его не остановить, а дальше…

Ну, все… осталось только спустится, и вы стоите у края спуска: подготовились, все подключено, маршрут в голове, ноги привязаны скотчем к рулю (шутка). Плавно, без «газа» начинайте движение: немедленно уберите ноги с педалей тормоза и сцепления (если оно есть) и не прикасайтесь к ним, даже если очень хочется и кажется что, вмешавшись, вы улучшите ситуацию. Вам нужно только управлять рулем и педалью «газа». Зачем педаль «газа»? Сейчас объясню. Дело в том, что при включенных пониженных передачах в КПП и раздатке: автомобиль будет стабильно двигаться с малой постоянной скоростью под уклон. А скользкие, непрочные и мягкие покрытия не удержат массу автомобиля, стремящуюся вниз, и его медленно начнет нести или разворачивать боком, причина – слабый грунт, поэтому чуть-чуть не хватает скорости автомобиля. Не волнуйтесь, есть простой прием: очень нежно подбавляйте «газку», легко-легко, и машина сразу начинает выравниваться, а вы, учитывая это обстоятельство, должны подыгрывать педалькой «газа» своему любимцу – но только не переусердствуйте!. Я несколько раз поднимался и спускался, по сложным склонам все более усложняя себе (и машине) задачу, испытывая неописуемый восторг и получая порции адреналина. Если хочется упростить задачу воспользуйтесь системой ДАС, но тоже главное условие не трогайте педаль тормоза.

Добавлено -- 05.11.2009 15:46

Там есть еще про народные способы борьбы с переворотом, но мне форум не дает добавить еще один "крупный" мессадж. Плюсует его к предыдущему и ругается :(
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение jjeff » 05/11/2009,15:10

плюсует, так и должен
давай после моего поста добавляй
G2:2.5TDi , 5дв, АКПП, пружины, SE-2003, 31/10.5 SJ6
KMXKPU1CP3U461709
Аватара пользователя
jjeff
Администратор
 
Сообщения: 3923
Зарегистрирован: 01/08/2006,01:46
Откуда: Видное

Сообщение Corvin » 05/11/2009,22:25

От него же, оттуда же:

Решил не создавать новую тему.
Интересная статья о поперечном уклоне.
О народных методах борьбы с переворотом.

Первый метод таков: если вы не хотите перевернуться, снизьте давление в шинах верхнего по ходу склона борта. Машина выровняется, и шансы на оверкиль уменьшатся до микроскопических. Проверим? Toyota шипит воздухом сквозь вывернутые золотники и готовится продемонстрировать чудеса устойчивости. В левых колесах давление 0,6 атм, и крен кузова на плоской поверхности составляет почти 4 градуса.

Жмем кнопку, и платформа медленно толкает автомобиль к непоправимому. И тут мы наблюдаем интересную картину. После отработки ходов подвески колеса начинают... «надуваться». То есть нагрузка на борт меняется, и спущенные шины уже ни на что не влияют! И действительно, полную потерю устойчивости мы зафиксировали на отметке 38° 35’. Картина получилась следующая: со спущенными колесами машина упала раньше, чем с накачанными, более чем на полградуса. Пусть ненамного, но раньше! То есть речь об улучшении устойчивости в данном случае просто не идет. Так, один «верный» способ вычеркиваем…

Следующий способ. Штурман, висящий на подножке (джиперы это у яхтсменов подсмотрели). Говорят, что метод достаточно эффективен. Но мы, согласно законам жанра, сомневаемся. И сомневаться мы будем, пока компрессор «забивает шоссейное давление» в шины подопытного Land Cruiser. Ну а когда он закончит... В общем, стою я на неумолимо едущей вверх подножке и тоскую. Шутки и прибаутки про тяжелую долю обозревателя ORD пролетают мимо, не отскакивая…Платформа с характерным гулом вращается, машина подо мной уходит вниз, и мир переворачивается с ног на голову. Нет, господа, честное слово, подобную неестественную позу я принял только ради чистоты эксперимента, с целью откренить машину по максимуму.

И, знаете, все эти мучения оказались не зря: работа с живым противовесом дала эффект! В результате угол вырос до 40° 14’! Немного опускаем платформу, и на силовой порог запрыгивает еще один участник теста. Теперь нас уже двое, но эта мера увеличивает угол всего до 40° 54’, то есть меньше чем на градус. Из чего делаем вывод: возить двух штурманов для балласта – расточительство. Но в любом случае нужно признать, что метод работает. Ибо вернуть автомобилю полтора градуса устойчивости на критических углах – это, мягко говоря, много. Резюмируем: эффективность «откренивания человеком» достаточно высока.

Теперь окинем взглядом заокеанские просторы, где неугомонные споттеры карабкаются по камням, периодически удерживая автомобили от переворота мускульной, так сказать, силой. Более того, зачастую им это удается… Итак, нам нужен толстый канат и динамометр. Привязываем нашу «веревочку» к экспедиционному багажнику, крепим к ней динамометр и... В общем, стою я, держа в руках трос, и жду момента, когда мне нужно будет проявить чудеса богатырской силы. И ведь проявил! При усилии, равном 50 кг, я «спас» целых 1° 34’ устойчивого состояния, а когда поднатужился и «взял вес» в 100 кг, получилось целых 3° 40’. Ну разве я не молодец? Признаться, взять 100 кг мне помогли (мы тянули уже вдвоем), но итог-то в любом случае положительный. Вывод: методу подтягивания машины тросом – жить! По крайней мере из испробованных он самый эффективный.

Здесь повторялся предыдущий абзац - удалил. chim

теперь внимание: вместо выводов и размазывания мысли в псевдонаучных выражениях мы решили поступить проще. Что получится, если применить все методы борьбы с опрокидыванием, давшие положительный результат, единым фронтом? На недоуменное «это как?» отвечаю: пункт первый – полная разгрузка автомобиля, включая демонтаж запасного колеса, пункт второй – трое на подножках, пункт третий – один человек с веревкой, готовый выдать тарированные 50 кг усилия. И знаете, несмотря на смех и шутки, сыпавшиеся в процессе отчаливания платформы от горизонтальной «пристани», мы держались, что называется, до последнего. Держались, как видно, не напрасно: результат – 52 градуса!!! При таких углах маленькие кроссоверы переворачиваются, а тут рамный лифтованный внедорожник!

То есть мы смогли добавить целых 13 градусов к предельному углу устойчивого положения автомобиля, оборудованного полным арсеналом средств, для… ухудшения этого параметра. Так что работают народные методы, да еще как работают! Только колеса спускать не вздумайте.

(с) ZAR, http://www.prado-club.su/forum/index.php?topic=7025.15
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва


Вернуться в Обмен опытом

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22