Взято тут: http://www.prado-club.su/forum/index.php?topic=7025.15
Как покорить гору? Советы Александра "ZAR".
Прежде всего, изучите подъем. Милая зеленая травка на крутых подъемах, может представлять опасность для вас, т.к. очень скользкая и когда колеса начнут буксовать на подъеме, внедорожник может развернуть боком, и тогда до переворота останутся считанные мгновения. Та же опасность может подстерегать и на мокром глинистом подъеме. Поэтому, забираясь на крутой холм, учитывайте все вышесказанное и главное – ставьте автомобиль к подъему перпендикулярно, т.е. под 90 градусов к линии горизонта (также и при спуске). Исследуйте, куда вас вынесет после разгона на подъем, также, если попытка будет неудачная, путь к отступлению задним ходом: камни, деревья и т.п., то есть наметьте мысленно траекторию атаки и отступления.
Подготовились? Тогда подключаем полный привод и пониженный ряд передач в раздатке, выбираем низкую оптимальную передачу в КПП, чтобы на подъеме не переключаться, иначе «труба» делу. Набираем скорость, чтобы был запас инерционных сил – они вас и вынесут, но перед самым подъемом не давите радостно на «газ» – излишне большая скорость на подъеме вынесет наверх и после свободного полета в воздухе, вас ожидает очень неприятное приземление и удар, как для пассажиров, так и для внедорожника. Поэтому, надо поймать момент перед концом подъема, когда через лобовое видно только небо, и мгновенно снять ногу с педали «газа» – двигатель и вес машины осадят вашего скакуна и он мягко выберется на пригорок. Еще один опасный момент при подъеме: если вы не смогли выбраться с одного раза и «зависли» где-то посредине – не пытайтесь удерживать машину на тормозах. Как бы вы сильно не давили на педаль тормоза, машину все равно начнет нести, а т.к. колеса заблокированы тормозом и не крутятся – спуск будет неуправляемым, в этом и есть особая опасность (влажный, скользкий грунт).
Дело в том, что двигатель у внедорожников спереди, передняя часть тяжелее и будет стремится развернуть машину боком. Это крайне опасная позиция для автомобиля на подъеме, т.к. у внедорожников высокий центр тяжести. При этом, если ваши колеса заблокированы тормозом, они будут работать как лыжи, и ваш неуправляемый автомобиль начнет разворачивать и сносить набок, после чего – переворот со всеми вытекающими для вас последствиями.
Теперь мы подошли к самому опасному маневру: подняться то мы поднялись, а ведь придется и назад спускаться – это задачка посложней будет! Все опытные джиперы, а так же альпинисты хорошо знают, что подняться вверх, пол дела – главное спуститься обратно. Такое же правило и для внедорожника, причем как за городом, так и в городских условиях зимой, когда температура около ноля градусов и снег мокрый и скользкий. На спуске главное не терять самообладание и не паниковать, остановитесь на пригорке, выйдите и разведайте спуск. Важно, что бы на пути не было помех: мощных деревьев, крупных камней, ям и т.д. Оценив условия и наметив маршрут, вспомним, что вы делали перед подъемом, теперь то же делаем на спуске: ставим внедорожник строго по курсу спуска.
На спуске есть единственное и главное правило – забудьте про тормоз и сцепление! Так же, перед спуском необходимо: поставить самую низшую передачу, перейти на пониженный ряд передач в раздатке, нельзя делать резких движений рулем, а корректировать траекторию необходимо плавно, и еще раз: забудьте про педаль сцепления и тормоза, т.к. блокировка колес при торможении на спуске мгновенно приводит к опрокидыванию! Ни при каких обстоятельствах не нажимайте педаль сцепления на спуске! Для АКПП это не так актуально, но аккуратнее с тормозом. Внедорожник сразу же понесет, из-за собственной массы и ничем его не остановить, а дальше…
Ну, все… осталось только спустится, и вы стоите у края спуска: подготовились, все подключено, маршрут в голове, ноги привязаны скотчем к рулю (шутка). Плавно, без «газа» начинайте движение: немедленно уберите ноги с педалей тормоза и сцепления (если оно есть) и не прикасайтесь к ним, даже если очень хочется и кажется что, вмешавшись, вы улучшите ситуацию. Вам нужно только управлять рулем и педалью «газа». Зачем педаль «газа»? Сейчас объясню. Дело в том, что при включенных пониженных передачах в КПП и раздатке: автомобиль будет стабильно двигаться с малой постоянной скоростью под уклон. А скользкие, непрочные и мягкие покрытия не удержат массу автомобиля, стремящуюся вниз, и его медленно начнет нести или разворачивать боком, причина – слабый грунт, поэтому чуть-чуть не хватает скорости автомобиля. Не волнуйтесь, есть простой прием: очень нежно подбавляйте «газку», легко-легко, и машина сразу начинает выравниваться, а вы, учитывая это обстоятельство, должны подыгрывать педалькой «газа» своему любимцу – но только не переусердствуйте!. Я несколько раз поднимался и спускался, по сложным склонам все более усложняя себе (и машине) задачу, испытывая неописуемый восторг и получая порции адреналина. Если хочется упростить задачу воспользуйтесь системой ДАС, но тоже главное условие не трогайте педаль тормоза.
Добавлено -- 05.11.2009 15:46
Там есть еще про народные способы борьбы с переворотом, но мне форум не дает добавить еще один "крупный" мессадж. Плюсует его к предыдущему и ругается