День 5-йНаконец-то выспавшись, мы неспешно собрали лагерь и выдвинулись в сторону Тони Тетрино.
Несмотря на то, что приехали мы без предупреждения, поскольку со всеми этими поломками не знали, когда именно у нас получится добраться, нам организовали полноценную интересную экскурсию почти на 3 часа за адекватную плату в 100 рублей с человека.
Тоня Тетрино – музей, представляющий из себя воссозданный промысловый участок, типичный для севера. Все здания восстановлены на своих исторических местах и очень органично вписываются в окружающий пейзаж. Кроме того имеются несколько экспозиций, посвященных Великой Отечественной Войне, в частности присутствуют обломки нескольких разбившихся в окрестностях самолетов. (Координаты для связи: Комаров Александр Борисович 8(815-59)5-09-33, 8(921)150-83-97, 8(911)343-51-40.)
Вернувшись к машинам, Грей обнаружил, что у него пробит пыльник левого переднего шруса и из него вытекает смазка. Ремонт решили отложить, поскольку смещение графика еще сильнее ставило под вопрос целесообразность продолжения поездки.
Выехали на трассу тем же путем, минуя место стоянки, и продолжили маршрут по дороге до деревни Кашкаранцы. Оттуда решили проехать немного по песчаному берегу моря, благо был отлив, и до следующей точки оставалось километра три.
Получился своеобразный слалом между камней, местами приходилось заезжать метров до 50 в море, поскольку дороги по берегу не было, но, несмотря на это, мы благополучно добрались до Часовни Безымянного Икона Терского и получили массу удовольствия.
Часовня издалека видна на берегу и пребывает в прекрасном состоянии – видно, что за ней ухаживают. Источник расположен с другой стороны от дороги, туда мы прогулялись пешком и пополнили наши истощившиеся на море запасы питьевой воды.
Следующей точкой у нас значился мыс Корабль, и мы направились к нему. Толи погода была недостаточно солнечной, толи аметисты давно уже разобраны на сувениры, но никакого сверкания мы так и не увидели. Кстати, надо заметить, что туристов здесь много – у половины машин московские номера, так что порой кажется, что мы блуждаем где-то в подмосковных лесах.
Последней целью нашего радиального выезда являлись Кузоменьские пески.
(видео позднее) Пока мы двигались в их направлении, у Поползня на грейдере развалилась средняя часть выхлопного тракта, и победный баллистический грохот наполнил окрестности. Теперь Лешу было слышно издалека.
Подъезжая к цели по дороге, было визуально заметно постепенное исчезновение растительности по округе, пока не осталось ничего кроме песка. Масштабы трагедии поражают. Видно, что люди пытаются бороться с проблемой распространения – по периметру стоят заградительные сооружения, но это не сильно помогает, и размеры пустыни со временем явно будут увеличиваться. Следующей ее жертвой станет село Кузомень, где уже сейчас вся земля покрыта слоем песка.
Что касается нас, то мы, как уважающие себя джиперы, с удовольствием поколесили по барханам вдоль и поперек, старательно избегая уже проложенной колеи. Возвращаться обратно решили по берегу моря, где по песку удается разогнать даже груженые джипы до 80 км/ч. Расслабившись, Грей на большой скорости получил жесткий удар, неправильно оценив глубину желоба, по которому вода уходила в море. Тут же выпала ошибка тормозной системы. Как выяснилось, промок контакт датчика уровня тормозной жидкости, но его быстро удалось восстановить пролив ВДшкой и продув.
Второе происшествие оказалось намного серьезнее. Ехавший первым Поползень, усвоив опыт Грея, притормозил перед очередным бродом и начал медленно уходить правее, где брод был помельче. В это время чуть правее и сзади на чуть большей скорости ехал Грегор. Со стороны все выглядело как на замедленной съемке: Леша очень медленно въезжает в борт Грегора. Пострадавших, к счастью, нет, из повреждений помятое правое переднее крыло и слегка разбитая фара Поползня, и мятая левая задняя дверь Грегора. Отвалившийся от двери нижний кусок был подобран и в скором времени перекочевал на экспедиционный багажник Грея, где еще с ремонта первых дней каталась защита Грегора.
Как позже выяснилось, Леха не смотрел по зеркалам (мы же в пустыне), а Грегор до последнего надеялся, что Поползень его видит. Вышли, покурили, посмеялись стечению обстоятельств. Все происшествие было записано на камеру ехавшего последним Грея.
(видео позднее)Проехав еще немного по берегу, заметили на отмели старый ржавый баркас. Осмотрели его, подъехав вплотную. Все разрушено и серьезно изъедено морской водой.
На обратном пути у Поползня опять пропала тяга. Поскольку время было позднее, решили вернуться на прежнее место стоянки, а там уж думать, что делать дальше.
В лагере было решено, что Грей с Поползнем с утра пораньше поедут на сервис в Кандалакшу, где будут пытаться произвести ремонт.
«Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта. Nissan Patrol 2008, ZD30, АКПП, лифт 3`, 33` BFG MT, лебеда Warn 11500.