на джипах на Памир

Объявления/отчеты о путешествиях.

Модераторы: jjeff, dyoma

Сообщение Corvin » 11/09/2009,22:02

Archi писал(а):Сэкономили не только время, но и деньги. Данное разрешение по прайсу душанбинского ОВИРа стоило 30 евро с лица плюс два-три дня ожидания. Зарина, вестимо, места знает.
/Аркадий/
Ты был в том ОВИРе, тебе виднее. Однако, и московское консульство, и те люди в ОВИРе, которым мы звонили в Душанбе, говорили, что это бесплатно и делается в течении дня... :unknown:
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 11/09/2009,22:06

Сегодня поступила жалоба от благодарного слушателя. Дескать, теряю нитку маршрута :pardon:

вот, нарисовал на гугль-мэпе. Внимание, это не трек! Это просто обзор географии. Хэндмейд :hahaha:

http://maps.google.ru/maps/ms?ie=UTF8&h ... .90918&z=5
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Archi » 11/09/2009,22:36

Corvin писал(а):бесплатно и делается в течении дня...
1. бесплатно с т.з. овира - не значит и вправду бесплатно;
2. рабочий день у них делится на две части: с 10 до 12 курим бамбук и отшиваем москалей.
3. с 14 до 16 (время приёма документов) - докуриваем утренние пяточки и отсылаем москалей, прошедших первый этап -)

Короче говоря, низкий поклон Зарине и тому, кто с ней общался -) Хоть её девачка и пыталась меня на 15 евро обидеть -)
Безлошадный
Аватара пользователя
Archi
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15/08/2008,12:26
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,13:02

Еще несколько горных фото…
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Гостиница в Калаихуме была недорогой, но весьма приличной. Мест свободных было мало – мы сняли трехместную (трехкроватную) комнату и отлично поместились внутри ее и на балконе гостиницы.
Утром мужская часть моего экипажа прокачивала тормоза. Тормозить машина, кстати, стала нормально еще накануне вечером, однако тормозуху решили поменять – чтобы не повторилось.

Прокачавшись и позавтракав, выезжаем в сторону Хорога. Заправляемся на импровизированной «заправке» (заправок тут, в нашем понимании этого слова, уже нет. Есть местные жители, которые закупают топливо и продают его нуждающимся. Продают – т.е. переливают из своей канистры в наш бак). На выезде из Калаихума местный житель открыл нам глаза. Эта речка – Пяндж. А то, что с другой ее стороны – Афганистан.
Знакомьтесь – Афганистан!

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

На этой фото можно разглядеть двух мальчиков и ослика на тропе:
Изображение

А здесь у меня случился приступ самолюбования и я добавил свою физиономию, удачно пойманную Аркадием :-)
Изображение

Афганистан с этой стороны – это просто скальная гряда (кстати, за скальной грядой местами уже вплотную Пакистан, фигня какая, всего-то 20-40км по горам) с островками относительно ровной земли, на которой ютятся местные жители. Перемещаются они там практически исключительно тропами. Частенько эти тропы выдолблены или подвешены прямо на скалах – даже с другого берега Пянджа выглядит очень стремно… Совершенно не представляю, как там ходить, но охотно верю, что человек, с измальства перемещающийся по таким «дорогам» - бесстрашен и непобедим.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Таких пещер, кстати, в горах предостаточно. Кто знает, что в них прячется…
Изображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,13:05

Вот такую картину мы встретили между Душанбе и Хорогом. Сначала подумали, что это – наследие афганской войны. Оказалось – нет. Это наследие бурных 90х в этом районе. Гражданская война тут отличалась особой жестокостью и размахом…

ИзображениеИзображение

Так обозначена безопасная тропа. Даже по «зеленой» тропе поближе подошли не все из нас.
ИзображениеИзображение

Еще одно эхо войны…
ИзображениеИзображение

Сейчас тут работает несколько европейских миссий по разминированию (заехали мы в такую миссию. Европейского там – только деньги. Разминируют таджикские солдатики-срочники. В этом году, грят, уже пятеро подорвались). Основная масса опасных участков уже обозначена, часть - разминирована. Но все равно, крайне не рекомендуется гулять по данному району… После Хорога уже мин нет.

Видна работа саперов – судя по аккуратным ямкам – успешная:
Изображение

ИзображениеИзображениеИзображение

Туристов очень много – в основном, немцы и англичане. На байках, на машинах – на своих или с гидами. Велотуризм в этих горах вообще за гранью добра и зла…
Изображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,13:11

Внезапный кусок пустыни. Песок серый и очень приятный на ощупь.
ИзображениеИзображениеИзображение

"Говорил мне хан, не ходи на бархан..."
Изображение

ИзображениеИзображениеИзображение

Еще немного гор… Это уже далеко не алтайские горы! Величественные, огромные, ВЕЧНЫЕ…
ИзображениеИзображениеИзображение

Пока идет фотосессия, водила спит :-)
Изображение

Перед самим Хорогом – местный аэродром. Аккуратненько и функционально.
Изображение

Рядом с аэродромом – единственная приличная заправка (заправка – в нашем понимании!) в городе и вообще на всем Памире. Следующая заправка будет только в Оше, а это, во-первых, Кыргызстан, во-вторых 450 км по памирскому тракту. Но мы не ездим прямыми дорогами, поэтому заливаемся под завязку.
Последний раз редактировалось Corvin 13/09/2009,13:20, всего редактировалось 1 раз.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,13:13

Хорог
Город стоит в живописной долине в окружении гор. Произвел очень приятное впечатление! Общение с местными – двойственное. Такое ощущение, что в Хорог в 90е сбежали все, кто что-то не поделил в Душанбе – кто не поделил что-то с законом, кто – беженец, как, например, напрочь русский хозяин нашей гостиницы. В результате подобралась весьма приятная компания. Хоть и весьма дружелюбная – ребята ходили ночью гулять в парк – там им горцы рассказали, как живут. Кстати, они так и говорят, что таджики – в Душанбе. А мы – горно-бадакшанцы, не путайте нас!

По всей Средней Азии сейчас развернуты гуманитарные миссии Ага-Хана IV – это сейчас верховный имам, покровительствующий шиитам. Он строит школы, больницы, трудоустраивает огромное количество людей. Машины его миссий отмечены специальными номерами. Машины, кстати, практически полный набор новых японских внедорожников: Лендкрузер 7х, 80, 10х, Лексус, Патрол. Все подготовленные, с КВ-антеннами на кенгуринах, со шноркелями, экспедиционными багажниками…

Изображение

После завершения проекта, такие машины обычно продаются местным. Эта техника заслуженно очень ценится – по горам запрещено движение больших пассажирских автобусов, а вот 78кукурузер вполне себе маршрутка. И перевалы его 4литровому атмосфернику нипочем, а рессорной подвеске нипочем «дороги». Еще популярны микробусики из Китая – такая игрушка с двигателем 1.1 стоит 5.5тысяч долларов после растаможки… и – ведь бегает…

Кстати, такой крузак в Таджикистане можно купить за какие-то 15 тысяч долларов… Ну или выменять в Афганистане на рубины или наркотики… Воистину, за морем телушка – полушка, да рупь – перевоз.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Наш маршрут по Памиру – примерно 800км, по глухим местам и самим горам. До Мургаба можно было бы добраться и за один день по Памирскому Тракту – но что в этом интересного?! Утром съезжаем с Памирского Тракта и выезжаем из Хорога в сторону Ишкашима. После Ишкашима уже нет сотовой связи до самого Мургаба. Асфальта тоже нет.

Омываем ножки в Пяндже. Вода настолько ледяная, а течение настолько бурное, что мыслей сплавать в Афганистан просто не возникает – ноги начинает сводить уже через полминуты стояния по колено... Дно, кстати, песчаное, но очень топкое – стоишь и чувствуешь, как медленно и печально тебя засасывает…

Изображение

Знак «Осторожно, инопланетяне ломятся».
Изображение

Ну, тут просто добавить нечего! И ведь даже не поспоришь!
Изображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,16:23

До Ишкашима в тот день решили не доезжать. Нашли большой и чуть ли не единственный заливной луг с колючими кустами (облепиха, кстати, только незрелая еще) между трассой и Пянджем, забурились поглубже и встали лагерем. Ночевка с видом на Афганистан добавляет пикантных ощущений! Когда спустилась тьма смотрели на звезды и на огоньки на ТОМ берегу.
Засыпая, подумал: «Интересно, сегодня я проснусь сам или погранцы поднимут…» :-D
Проснулся сам. Завтрак, сборы и дальше, вдоль Пянджа.

Пост таджикских пограничников. Действующий. Очень грамотную позицию занимает: доминирующая высота и организация поста позволяет моментально расстрелять тех, кто едет по дороге.

ИзображениеИзображениеИзображение

Посетили горячий источник Гарм Чашма, несколько километров после Ишкашима, после поста ГАИ - налево на развилке. Цивилизованный, обустроенный. Вход – 10 сомони с человека. Есть общие «кельи» - куда можно смешанной компанией. А в основную ванночку пускают по очереди – час мужской, час – женский.

Изображение

Источник соленый и весьма горячий – вся гамма чуйств изображена на лице у Мишани, да и у остальных физиономии не лучше :-D

Изображение

А вот фонтан и основная «ванночка». Тут еще жарче – солнце помогает. Больше 15 минут принимать ванны не рекомендуется.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Источник природной минеральной воды в паре километров от Гарм Чашма (спасибо местному, кто с нами купался – подсказал и помог проехать). Напились и набрали водички с собой.

ИзображениеИзображениеИзображение

И снова горы…

ИзображениеИзображениеИзображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,16:25

Наткнулись в одном из кишлаков на очень оригинальную мастерскую.... и ее хозяина. Зашли поздороваться.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

У серого почти порвался тросик газа. Отремонтировали, вплели новые нити из подручных материалов…

ИзображениеИзображениеИзображение

Придорожный источник питьевой воды. Вообще, таких ручьев по всем горам достаточно. Из них вполне можно пить. Некоторые обустроены, некоторые – нет.

ИзображениеИзображениеИзображение

Вечером поехали на другой горячий источник – Биби-Фатима (по указателю на крепость Ямчун, налево). Подъем был крут, долог и тяжел. Останавливался остужаться дважды, пониженная не спасала. Искупались, погрелись – те же 10 сомони с человека. Отдельных ванночек уже нет, только общая. Тоже, час мужской, час женский. Совместные ванны располагают к задушевному общению с местным населением. Они очень гордятся своими источниками!

Пора искать ночевку. Решаем подняться еще чуть-чуть и встать на небольшом плато. Спрашиваем разрешения у местного крестьянина, который обрабатывал землю неподалеку – без проблем, он даже очень рад!
После импровизированного оффроада

Изображение
(я пытался заехать еще чуть-чуть повыше – не вышло – песок с камнями – не самый надежный грунт для опоры) ставим лагерь. Высота – 3200м над уровне
м моря. Уже немного тяжело совершать какие-то активные действия и быстро двигаться.

ИзображениеИзображениеИзображение
Последний раз редактировалось Corvin 13/09/2009,22:26, всего редактировалось 1 раз.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,16:27

Спускаемся с гор и продолжаем движение по нашему маршруту. По дороге древняя крепость Ямчун – ну как туда не зайти?!
Крепость произвела странное впечатление, как и другие крепости, которые встречались нам на пути. Такое впечатление, что они умудрились сохраниться (3-1 д.н.э.) только потому, что их строили по принципу неуловимого Джо, который нафик никому не нужен, поэтому до сих пор бегает. Ну, посудите сами. Крепость. Стены, защитники. На отшибе, на высоте. Стратегически важных дорог рядом нет, если не считать тупиковой дороги к горячему источнику, до которой 200-300 метров. Арграрных площадей рядом тоже нет особо – все наклонное, горное, ненадежное. Че тут защищать? Второй вопрос – чем защищать? Лично я, глядя из этой крепости на дорогу представлял в руках у защитников – калаши и СВД. Чем там стреляли до рождества христова? Луки со стрелами уже изобрели? Все равно 200-300 метров до дороги – это многовато для эффективной защиты...
В общем, стоит крепость на радость туристам. Вид из нее потрясный, полазить есть где, что еще нужно… :-)

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Виды из крепости:

ИзображениеИзображениеИзображение ИзображениеИзображение

Местная фауна:
ИзображениеИзображение

Объезжаем недавний обвал по «запасной дорожке». Тут я опять закипел, зато виды красивые :-)

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Дорога все хуже, местами встречаются куски со «стиральной доской», на которой трудно ехать быстрее 15км/ч – иначе получается антицеллюлитный массаж в комплексе с сотрясениями всех мозгов.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,16:28

Из этой надписи я понял, что с мостом все очень-очень плохо… :-)
Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Издали сходство полное, однако это не снег, это известняк! Мы попробовали :-)
Изображение

У Серого снова неполадка – отвалился глушитель. Пока демонтировали, пока привязывали на МОЙ багажник…

ИзображениеИзображениеИзображение

Сегодня нам необходимо добраться до горного озера на высоте 4200м – там мы запланировали денек постоять. Уже в сумерках после каменного триала выходим к озеру и натыкаемся на высокогорного чабана с семейством. Общаемся, он нам очень рад!
Показывает, куда можно поставить лагерь и зовет в гости. Очень сильный ветер пронизывает до костей. «Гости» откладываем на завтра, ставим большой шатер всей тусовкой. Одеваемся по-зимнему. Ставим палатки, потом ставим машины между палатками и ветром. Так хоть меньше дует.

Я так бодренько это рассказываю – но вообще-то на этой высоте шевелиться не хочется. Ногти синие. Губы синие. Шаги неспешные, движения плавные. Чуть резче повернулся и все – дыши, отдыхай. Если бы днем раньше мы не ночевали на высоте 3200 – уж не знаю, что мы смогли бы сделать. А так – вроде даже ничего, лагерь поставили, ужин приготовили… Пришел сосед, принес тазик (!) свежей «сметаны» и баночку козьего масла. «Сметанка» отлично идет с сахаром – получается что-то вроде йогурто-творожков, что у нас продают, но, конечно, намного вкуснее!

Дневка! Ура! Сегодня мы никуда не ломимся, сегодня мы просто оттопыриваемся! Правда, сразу образовалось несколько дел. Группа инициативных товарищей намылилась забраться на «воон тот холм». Я намылился поменять масло в машине и вообще посмотреть, как оно там все. Остальные тоже, наверняка чего-то планировали – кто сидеть, кто гулять, кто кофе пить.
Утром рано, как только увидел шевеление в нашем лагере, снова пришел наш сосед-благодетель и принес свежих, теплых хлебных лепешек. Душка просто! Завтракаем сметанкой и лепешками. Очень сытно!
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,17:19

Соседский скотный двор…
Изображение

…и волшебные лепешки!
Изображение

Вот в таком месте мы остановились!
Изображение

Лед на заводях – ночью был значительный «минус».
ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображение ИзображениеИзображение

Ребята уходят…
ИзображениеИзображение

…а я занялся машиной.
Вот так вот проводится техобслуживание транспорта в условиях высокогорья :-)
ИзображениеИзображение

Хорошо, что я потренировался дома, в спокойных условиях. Также, отлично, что я прорезал лючок для слива масла в защите, а то она б меня там так и придавила бы навечно…
Обнаружил следы ФОНТАНА жидкости на боковине интеркулера. Заинтересовался, полез проверять. По уровню – вроде тормозуха. Откуда ж она так. Дальнейшие исследования выявили механическое повреждение – как напильником срезали – тормозной трубки правого переднего колеса. Свищ такой, что при нажатии на тормоз бъет струя на интеркулер, как из форсунки! Видимо, это случилось при подъезде, а то с такими темпами я бы быстро остался без тормозухи. Чешем репу, думаем что делать. В инструментальном ящике Серого обнаруживается некий аналог эпоксидной смолы. Разминаю, накладываю «бандаж» на трубку. Через час проверяю – фонтана больше нет, однако капля при нажатии на тормоз просачивается. Изменяется и характер торможения – видимо, в контур попадает воздух, поэтому теперь первое нажатие на педаль дает не столь эффективное торможение. Второе – уже нормально тормозит. Ну что ж… Больше в полевых условиях ничего сделать нельзя, только следить за уровнем жидкости и добавлять по мере расходования. Ну и держать дистанцию, конечно же.
Пока я воевал с техникой, наши туррысты лезли «вооон на тот холм». Прикладываю краткий фото-отчет Аркадия (Archi) как непосредственного участника:
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,17:21

…решили прошвырнуться "воон на тот холм, по-снимать. а если настроение будет, сунемся и воон на ту гору, но это как пойдёт".

Привал на первой трети подъема.
На этом кадре, если приглядеться, видны все три члена экипажа.
Изображение

Взгляд у кадавра был нехороший, оценивающий... Кстати, от наших медиков узнали, что слово кадавр вообще-то означает труп, причем во французской версии (cadavre). В изначально латинской он пишется как cadaver. Что, если помнить о странности гражданина Выбегаллы к французским фразочкам, вовсе не удивительно.

Выражение моего лица объясняется довольно просто - местное солнце адски слепит даже через тёмные очки, какое щастье шо я их всё-таки сделал.
Изображение

Термик, господа - единственно необходимый предмет одежды на такой высоте. В идеале надо было ещё штаны снять, что б жопа не потела. Не догадались :-)
Изображение

Вид на базовый лагерь. На большой картинке видно такую синенькую козявку чуть выше и левее центра, это 4 палатки, шатёр и две машины :-)
Я не очень понимаю, как люди снимают в горах, после 10-15 метров подъема хочется лечь на землю и помереть, а вот камеру доставать совсем не хочется. Приходилось буквально заставлять себя.
Изображение

Озеро меняло цвет всю дорогу, начиная от серого внизу и заканчивая ярко-синим в центре подъема. Потом опять стало сереть. Не знаю, видно ли вам. Мне - нет :-)
Изображение

Снежник на соседнем склоне, изначальная финишная точка. Он уже ниже нас!
Изображение

Да и ледники на соседней горе тоже на уровне.
Изображение

Поднялись. Не хотелось уже ваще ничего, с момента старта прошло 4.5 часа. Наверху воздуха, по-ощущеням, совсем нет. Вроде бы дышишь нормально, а мышыцы сообщают о полном отсутствии кислорода. Голова вроде не кружится, но привычная ориентация в пространстве отсутствует, только визуальный контроль - где там верх, а где низ. Последние метров 200 напарник поднималась уже по верёвке, страхуясь жумаром. Всё это по-хорошему стоило снимать, но третий товарисч уже усайгачил налегке вверх по склону (а кто меня, спрашивается, заставлял тащить три камеры, писят метров верёвки и железа пару кило, гг) и упёр с собой основной запас воды, за что был внизу отайайяен всем наличным составом.

Изображение

Снежник!!! Поиграть в снежки не получилось, пласты слежались в монолит. Был правда ещё один интересный опыт... но пусть это останется маленьким секретом восходителей :-)
Изображение

по-крупнее
Изображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,17:22

Это ещё не вершина горы, высота 4800, но до темноты остаётся меньше четырёх часов и мы поворачиваем обратно. Как оказалось, совершенно правильно делаем, успели аккурат к ночи. Склоны горы - сплошная сыпучка либо нагромождения острых обломков, подниматься совершенно не страшно, а вот вниз... В связке, страхуя друг друга, цепляясь жопами и коленями за каждый выступ, сползаем на относительно ровное место. Из ощущений только горящая на морде лица кожа и желание вползти наконец в спальник и отрубиться.

А вот это ваше "Весь мир на ладони, ты щаслив и нем..." Кхм.

Оно пришло на третий день после, с осознанием всей глубины и высоты вылазки :-) И до сих пор не отпустило :-)
Изображение

(с) Archi


«Уж полночь близится, а Германа все нет…» (с) Время обеда, а ребят не видно. Начинаем волноваться. Спрашиваем нашего соседа-чабана – он говорит, что там безопасно и деться оттуда некуда. Ждем еще. Не выдерживаем, Паша с Сашей отправляются посмотреть. Через некоторое время возвращается Саша, но с Мишей – он еле идет и на нем лица нет. Ну все, думаю, пиздец, горный и полный. Мишаня отдышался, выпил молока с хлебом и рассказал, что они, оказывается разделились. И он ломанулся к леднику, а когда шел обратно уже никого не встретил.
Мишка отдышался и ломанулся обратно в горы, да так, что его никто остановить не смог. Паша в это время спускается с горы другим путем. Разминулись. Матерюсь, но иду за Мишкой – в таком состоянии мало ли что. Да еще солнце скоро сядет. Догоняю его уже на приличной высоте. Обозреваем окрестности и обнаруживаем наших двоих пропавших бойцов, неторопливо спускающихся из какой-то боковой горной складки. Облегченно матерюсь и сопровождаю Мишаню в лагерь. Ребята пришли через час, довольные и счастливые.

Ну что тут сказать…
Выводы простые – четче проговаривать планы и маршрут: мы ребят ждали к обеду, а они появились к ужину. Группа не должна разделяться – это очевидно. В одиночку карабкаться по горам тоже нельзя. Рации-портативки, конечно, не пробъют через хребет, однако позволят сэкономить голосовые связки и нервы хотя бы в пределах прямой видимости, а прямая видимость в горах бывает весьма значительная, уже на грани невидимости…

А вообще, если б мне кто-то сказал, что я буду как сайгак ломиться вверх по горам там, где еще вчера я не был в состоянии палатку поставить – не поверил бы! Мишаня вряд ли поверил бы, что окажется в состоянии сделать это дважды! Возможности человеческого организма, видимо, уступают в безграничности только человеческой глупости…
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,22:22

Утром как обычно – сборы лагеря, упаковка машин. Фотографируемся с соседом-чабаном, тепло прощаемся. Он вынес нам еще пятилитровую бутыль местного кефира, ну а мы оставили кой-каких консервов и печенюшек – все же, ему с детьми тут еще долго, а кисломолочная диета рано или поздно надоедает.

Заезжаем на озера Булункуль и Яшинкуль в поиске очередного теплого (Да! Уже очень хочется тепла!!!) источника, о котором мы читали в отчетах предшественников. У Серого на «гребенке» снова отваливается что-то от глушителя. На этот раз – кронштейн крепления. Пока ребята придумывают новый кронштейн, отправляемся на разведку.
Заодно пристраиваем накопившийся мусор – оказывается, местные жители его там в степи закапывают. Находим подходящее место и уподобляемся – закапываем.
Источника не нашли, зато покатались по живописной долине с причудливыми скалами…

ИзображениеИзображениеИзображение

…и выехали на Памирский Тракт. Вечером выходим к Мургабу.

Мургаб
В небольшом Мургабе семь гостиниц. Все они, конечно же, далеки от совершенства Отеля Константин в Самарканде. Однако крышу над головой, пищу и баню дать вполне могут. Даже на прокат велосипед могут дать. Горный. О как.
В итоге въезжаем в один из таких homestay. Архитектура и уклад тут уже кыргызский, даром, что до границы еще 150 км.

Изображение

Банька. Топится изнутрей и, судя по запаху, навозом («кизляком»).
Изображение

Столовая. Это подиум, на котором сидеть по-турецки или вообще лежать. Очень уютно, хотя и не всегда удобно, особенно длинноногим.
Изображение

Спальня в европейском стиле – с кроватями!
Изображение

Спальня в кыргызском стиле – лежаки на полу.
Изображение

Тот самый китайский 8иместный микробусик с движочком 1.1 литра. 5.5 тысяч долларов после растаможки…
ИзображениеИзображениеИзображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,22:23

Утром был очередной поиск сварщика для Сергого – надо было починить кронштейн глушителя. Пока ребята возились со сварным, мы зашли в гости к местному жителю на чай. И посмотрели, как пекут лепешки в тандыре.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Подъехали к табличке, которая гласит, что впереди – самый высокий в мире автомобильный перевал Ак-Байтал.

Изображение

Перевал взяли успешно, фотосессия на самом верху:

ИзображениеИзображение

Пик Ленина. Высота ~7100м.
Изображение

Начинаем спуск. Нам попадаются двое англичан на лисапедах. Им перевал только предстоит…
Справа – китайская граница.

Изображение

Доезжаем до озера Караколь. Пару часов катаемся по его берегам, ищем место для стоянки. Очень сильный ветер и мы решаем вернуться в кишлак, там мы видели таблички с очередными «Homestay»…

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Нашли аккуратный дом-гостиницу. Договорились о цене и об ужине с завтраком. А что на ужин? - спрашиваем хозяйку.
- Плов из Яка – был ответ. – Только кусочки оооочень маленькие…

В общем, ужин у нас в тот день был вегетарианским :-)
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 13/09/2009,22:24

Еще один местный житель, сурок. Очень упитанный и осторожный. Живет в норах. Впадает в спячку зимой. Норы такие, что туда можно засунуть ногу по самую попу. Сначала недоумевали – кому могут принадлежать такие здоровые норы, но когда увидели живого сурка – все вопросы отпали. Чтобы беречь такого размера задницу – надо иметь весьма широкую нору, да… А то получится как в мультике про Вини-Пуха.

ИзображениеИзображениеИзображение

Погран-переход Кызыл-Арт (Таджикистан-Кыргызстан). Высота 4300м.
Больше всего волновались за данный погран переход. Переход достаточно дикий, в отдаленном «от цивилизации» месте, на большой высоте…
Оказалось все очень цивильно и нормально.

Примерно час провели на таджикской части, некоторые вещи даже предъявили к досмотру, их пощупал специальный человек… Суровые бородатые моджахеды-пограничники оказались нормальными ребятами, мы с ними даже успели обсудить и российские военные базы, и сурков, и УАЗики… :-)

20 километров нейтральной полосы отделяет одну границу от другой.
30 минут провели на Кыргызской границе – в среднем, каждый из спецов общался с нами не более 10 минут.

(как потом выяснилось, нам забыли выписать разрешения на временный ввоз, но и это тоже осталось без последствий).

Все, мы в Кыргызстане!

Кыргызстан
Первое, что бросилось в глаза – это кузнечики. Они были повсюду – на земле, в траве, на камнях! Стандартные кузнечики, мелкие. Потом мне попадались и более крупные экземпляры, вплоть до саранчей.

Изображение

Второе – это обилие лошадей. В культуре Кыргызов лошадь – это основное животное для верховой езды. Ишаки тоже есть, но значительно меньше.

Третье, что бросилось в глаза - китайские строители. Дороги близ границы в Кыргызстане активно строятся и строят их китайцы.

ИзображениеИзображениеИзображение

Дорога до Оша ужасна и сейчас активно строится по всей своей длине. Поэтому везде понатыканы знаки (30). Их никто не соблюдал… кроме нас. Мы ехали в точности по знакам. Я даже задумался о круиз-контроле.

В Оше меняем деньги (кыргызские сомы – единственная валюта, которую нам не удалось купить в Москве, все остальные мы покупали в небольшом количестве, достаточном для заправиться-перекусить) и заправляемся. Перегон в 950км без заправок завершился успешно. Время еще есть и мы отправляемся уже в сумерках в Желал-Абад (не путайте с афганским городом сходного названия –Джелал-Абадом!).
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Леха Боцман » 14/09/2009,08:03

Блин нет слов. Одни эмоции. Утром проснувшись включаю бук и смотрю не появилось ли продолжение. Ура появилось все остальное по боку. Читаю, смотрю,удивляюсь - короче путешествую :jokingly:
Леха Боцман
 

Сообщение ЛедиДжип » 14/09/2009,22:53

Я в полнейшем восхищении! :good:
Супер-отчет, фотки! :hi: И вы - просто герои! :drinks:
Браво, ребята! :claping:
Галлопер Иновейшн, 2,5 TDI, 2001г., 3дв., АКПП.
Аватара пользователя
ЛедиДжип
 
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 30/09/2008,15:19
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 16/09/2009,23:50

Пока в Желал-Абаде искали в ночи гостиницу, нам встретился Ахмет. Ахмет увидел московские номера и подошел поздороваться. Соседи, грит :-)
Сам в Москве работает, был небольшой бизнес на Черкизовском рынке, в отпуск вот домой приехал… Помог найти хорошую гостиницу. Договорились, что утром мы у него непременно завтракаем.

Утром в 8 часов он нас встретил и повел к себе.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Общались… Фрукты ели… плов. Плов был настоящий :-)

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Обмолвились о наших технических неполадках (да и как тут не обмолвиться – пока ждали плова, я ходил тормозухи доливать). После завтрака Ахмет привез нас на проверенный автосервис.
До обеда нас чинили – Серому варили глушитель, а Рыжему – тормозную трубку и прокачивали тормоза. Девчонки в сопровождении Аркадия посетили местный базар, а потом мы привели в порядок вещи и выкинули наконец-то промышленный мусор из багажника (я отработку и грязные фильтра провез через таджикско-кыргызскую границу – никак не мог найти место, куда это можно было бы выкинуть!).

Панорама Желал-Абада
ИзображениеИзображение

Выезжаем из города, нас разводит гаишник на 300сом за езду без света.

ВНИМАНИЕ! В Кыргызстане необходимо включать ближний свет!

Киргизские гайцы очень талантливы на вымогательство денег. Нас по дороге к Желал-Абаду пытались развести на «встречку», по дороге к Иссык-Кулю и обратно – на превышение скорости (мы развелись на 1000 сом только единожды, по дороге к Иссык-Кулю. От встречки отбрехался наш специалист по связям с продажностью и гаишностью, а второй раз удалось отбрехаться от видеозаписи с демонстрацией скорости только с помощью встречной демонстрации графика скорости из OziExplorer. Хитрожопые гайцы снимают машину и меряют скорость ДО знака ограничения, а выдать пытаются как будто после. Судя по тому, сколько народу они тормозили и сколько от них быстро уезжало – стригут они весьма неплохо).

Наша дорога на Бишкек весьма живописна и пролегает через горный хребет Тянь-Шань. Асфальт, довольно пологие подъемы и спуски, повороты и изгибы. Очень красиво! Моя машинка справлялась даже с кондиционером – по-крайней мере две трети пути.
Есть кусок платной дороги – с нас взяли по $5 за машину. Интересно, как они обеспечивают реализацию требования о бесплатной дороге, если есть платная…

Куда ты, друг? На понижение? За пивом?
Изображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 16/09/2009,23:51

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Ночью въезжаем в Бишкек – пропустили поворот на объездную, что весьма неудивительно – знаков никаких нет. Красивый город, с весьма бурной ночной жизнью. Даже у гайцов специальные машины – «ночной алкогольный патруль». Наших водителей попросили дыхнуть на что Павел возмутился и сказал – «что значит дыхнуть?! поехали на нормальную экспертизу». И они отвяли.

Заправки Газпром-Нефть – как кусочек родины, такие российские, такие родные. Топливо хорошее, при заправке часто магазин и туалет. Есть в любом более-менее крупном городе.
Заправляться старались только на них.

Иссык-куль
Само озеро у нас случилось уже под утро. После Бишкека были еще небольшие горы и перевалы, но, конечно, уже не Тянь-Шань, так холмики... Въезд в Иссык-Кульский район для наших туристических машин обошелся еще в 500 сом с машины…

Сначала прилично проехали вдоль южного берега и встали на совершенно диком, совершенно прекрасном пляже. Поставили лагерь, я тут же рухнул спать… Через час меня будят ребята и настоятельно предлагают поменять дислокацию. Оказалось, пока я спал, они что-то не поделили с местным пареньком-пастухом, он им не понравился, они ему, видимо, тоже, общение не сложилось и будет лучше, если мы переместимся. Я ничего не понял, но общую тревогу почувствовал. Лагерь собрали и запихали в машины за 40 минут – вот это я понимаю, тренировка и мотивация к действию.
Перемещаемся на северный берег реализовывать свою потребность в безопасности. Пока закупаемся пивом, нам какой-то местный объясняет, что в Кош-Коле есть как раз автомобильный кемпинг, недорого, чистенько и вообще они сами только туда и ездят. Проезжаем 40 км, находим этот кемпинг. Действительно, очень аккуратненько, чистенько (я обычно склонен любить свою Родину, но тут я понимаю, что подобный кемпинг в России был бы насмерть засран). Снова ставим лагерь и тут уже я сплю до упора и никто не может мне помешать! Еще один суточный перегон закончен.

ИзображениеИзображениеИзображение

Снова пошли деньки для оттопыривания. Подъем, купание, купание, гуляние, фотографирование… Гор тут не было, лазить особо некуда, поэтому мы единожды сходили до поселка за хлебом и картами. Заодно разведали несколько кафешек с местной кухней по дороге.

Кстати, пополнить счет на мобильном телефоне (на местом жаргоне это называется «загрузка единиц») московского МТСа из этих республик весьма проблематично, а деньги улетают довольно быстро, даже если пользоваться одними СМСками. Так что имейте договоренности в Москве о пополнении вашего мобильного счета...
А вот позвонить домой можно практически из любого села – КыргызТелеком за 4 сома (3 рубля) в минуту соединит вас с любым номером в России.

Общались с соседями по кемпингу – русские люди, живущие в Киргизии. Очень много полезной информации и о Киргизии, и о Казахстане… да и просто приятного общения было достаточно.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 16/09/2009,23:53

Лирическое отступление №4
Климат в коллективе

В любом скоплении людей, числом более одного, неизбежны конфликты (конфликты даже возможны когда человек один, но это тема отдельной беседы). Вероятность возникновения конфликтов – всего лишь вопрос статистики и времени. Разумеется, в любом длительном совместном предприятии, будь то проектная работа, совместная жизнь или экспедиция на Памир конфликты неизбежны.

Конфликт – есть совершенно нормальный процесс и обозначает он банальное столкновение интересов. Одному хочется одного, другому – другого. Бояться возникновения конфликтов не стоит, однако столкновение интересов необходимо уметь решать. Это важное умение, причем чем больше людей в коллективе умеет это делать, тем легче будет совместное пребывание.
Зрелая, взрослая личность обычно в состоянии в момент возникновения конфликта интересов или чуть позже обозначить эту проблему и обсудить ее с оппонентом. Если оппонент – такая же зрелая личность, проблема, в большинстве случаев, решается: часто оказывается в результате актуализации, что это банальное недоразумение, недопонимание или следствие усталости от, например, ночного перегона. В других случаях находятся какие-то шаги, определяются действия которые надо делать (или которые делать не надо) что, в результате, устраивает все стороны.

Ситуация осложняется в том случае, если в конфликте интересов задействована личность незрелая, инфантильная или даже просто не обладающая достаточным коммуникативным навыком. Решиться на разговор с оппонентом она в силу ряда причин не может, поэтому зреет обида. Чем дальше – тем больше, а накопленная энергия требует выхода. Появляются мстюльки, недобрые шутки, докопки, заступки и все такое прочее. Народ начинает огрызаться. Разумеется, это все отрицательно сказывается на психологическом климате в коллективе.

Большая часть подобных моментов легко компенсируется жесткой иерархической системой управления в команде и четким разделением обязанностей – поскольку роль судьи на себя в данном случае берет старший по иерархии. Незрелая личность сбрасывает с себя ответственность и подчиняется.

А труднее всего с такой напастью справляется так называемая демократическая система управления – поскольку требует взрослого подхода, ответственности и способности к диалогу от каждого участника экспедиции.

Выводы. Если вы - приверженец демократического стиля управления, будте внимательны при выборе своих попутчиков – даже незначительная доля инфантильных личностей с правом голоса в таком коллективе может представлять серьезную опасность как для успеха экспедиции, так и для жизни людей.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 16/09/2009,23:53

А у нас только дождь над Иссык- Кулем сплошной пеленой,
И ночь чернилами льется с вершин,
И серой горной курчавой стеной
Весь мир на части Тянь-Шань раскрошил… (с)
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Второй день оттяга походил на первый. С той лишь разницей, что у Паши заболел зуб. Очередной повод применить орудия пыток из экспедиционной аптечки (я еще в прошлом отчете о Кольском полуострове писал, что наши врачи занимаются, в основном, самообслуживанием). Вечером едем дегустировать местную кухню, а чтобы не снимать лагерь, просто привозим «дежурным» вкусной еды. Зубу все хуже, поговариваем даже о том, что надо бы ехать в ночь. Однако встаем утром и быстренько (ага, мы уже умеем) снимаем лагерь. Едем. По дороге покупаем вкусный терпкий и тягучий горный мед… Чуть поодаль останавливаемся попробовать «Кымыз» (Кумыс по нашему, кисломолочка из кобыльего молока). Штука оказалась весьма своеобразная, но пить можно.

На бишкекской объездной наши экипажи разделяются – Серый в город, Рыжий – в аэропорт. Пока Павел лечил в Бишкеке зубы, мы из аэропорта Бишкека отправили Свету. Как я уже писал, это традиция – у нас каждую поездку кто-то уезжает раньше.

По дороге в аэропорт видели рекламу стрелкового стенда. Видимо, настоящие мужчины в Киргизии настолько суровы, что бьют тарелочки влет пулями из мелкашек с оптикой.

Изображение

Снова повстречались с Серым у ворот погран-перехода.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 16/09/2009,23:54

Погран-переход Георгиевский (Кыргызстан – Казахстан)
Ну вот мы и покидаем Киргизию. Этот погран-переход в сторону Алма-Аты весьма крупный и народу через него едет много. Очередь в машин 10, запускают партиями. Мы с Серым опять попали в разные партии. Подъезжаю и обнаруживаю, что Паша уже спорит с каким-то пузатым подполковником. Подхожу. Оказалось, что нам на прошлом погран переходе должны были выдать разрешения на временный ввоз, но почему-то не выдали. Разговор уже идет на повышенных тонах, Паша пытается объяснить почему так, кыргыз тоже что-то обиженно говорит. Так, думаю, пора прекращать это дело, а то там уже проскакивали идеи, мол, езжайте обратно и берите там обязательства. Кое-как развожу их и начинаю общаться с подполканом. После моего признания его важности и очередного вопроса «ну и что же нам делать?» он сдается и говорит – проезжайте. Все же, Эрик Берн был гением…

На том, собственно кыргызская таможня и закончилась – нам проштамповали паспорта и мы въехали на территорию Казахстана.
У казахов тоже все было весьма четко. Так, российские машины досматриваются не вместе со всеми, а на отдельной площадке «пристального досмотра». Проштамповав паспорта и заполнив миграционки, мы приступили к процессу досмотра. Во-первых, нам была проанонсирована наркотская собака. Для ее работы пришлось разгрузить машину от вещей. Т.е. от всех вещей, включая то, что на багажнике. Она побегала, попрыгала и ничего не нашла. Второй этап – запасное колесо снять и скатать на рентген в общий зал. Тоже нормально (Тут я поблагодарил небеса за то, что не поставил катки большего размера. А также за то, что я не на «шишиге» путешествую). Финальный этап – предъявление воздушного фильтра к осмотру. Все. Подписываем протокол, делаем копии, «обязательства» и можно выезжать.
При всей, в общем-то тяжелой физически работе по разгрузке-погрузке, я не ощущал унижения или ощущения, что с меня хотят денег. Ребята просто следовали инструкции, что называется, ничего личного, просто работа такая.
Чуть испортил впечатление погранец в самом конце на выездных воротах - он аж обморгался весь, так денег хотел. Денег он не получил, удовлетворился интеллектуальной беседой со мной. Ворота открылись.
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Corvin » 16/09/2009,23:56

Казахстан №2
Снова – добро пожаловать в казахские степи. Предупрежденные о злобных разводах со стороны гайцов в данном районе Казахстана, едем точно по правилам. Подъезжаем к магазину – кончалась питьевая вода – туда же подъезжает гаишная 9ка. Но он толком даже документы мои не смотрел – просто спрашивал и завидовал где мы были.

По дороге к Чу сначала у серого отваливается скоба фиксации капота (примотали на скорую руку), а потом у Рыжего выпадает правый передний поворотник – как оказалось – не выдержали пластиковые крепления. Да, машинки наши явно подустали за этот месяц.

В Чу (Шу) находим весьма приличную небольшую гостиницу. Правда, у них в кафе был новый повар, так что мы познакомились с авангардными представлениями о том, каким должно быть мясо по-французски и, утром, каким должен быть омлет.
- Ваш омлет!
- Спасибо! Девушка, скажите, а почему он синий?
- Нууу… Такой рецепт…

ИзображениеИзображение

Обошлось без последствий для желудков. На выезде находим автосервис – Серый обретает свежеприваренную скобу капота, а Рыжий – починенный вентилятор кондея для второго ряда (я просто наконец-то нашел предохранитель).

Перегон в Караганду ничем особым не примечателен - просто очередная тысяча километров, которую надо проехать. В Караганде ночевали в обычной гостинице, в центре города. Странные правила: две подушки на двуспальную кровать положить можно, а два одеяла – ни за что…

ИзображениеИзображение

Следующий перегон был до Костаная – та же тысяча. Наткнулись на воистину степной размах ремонта дороги. Дорога ремонтируется пунктиром: сначала 20км идеально ровного полотна, потом еще 20 – разбитой грунтовки. И так несколько раз. В итоге трасса под колесами-таки появилась и мы добрались до Костаная.
Ночевали в гостинице, контингент которой и исключительно номера с двуспальными кроватями не оставляли сомнений в ее специализации. Миша и Аркадий, заселяясь в номер, словили несколько странных взглядов… :-D

Утро было стандартным, доездочным. Завтрак в кафешке, чай в термосе, ключ на старт!

Приближаемся к границе. Заправляемся на последние тенге – не везти же с собой…
После того, как под Бишкеком нам встретились такие населенные пункты как Люксембург, Бостон и Кант, казахские «Воронеж – 2км направо, Полтава – 5 км налево» не особо впечатляли :-)

Погран-переход «Бугристое» (Казахстан – Россия)
Сначала час ждали за воротами – очередь. Появляются, появляются уже основы сервиса: за 1000 тенге девушки в будочке с удовольствием заполнят ваши декларации. Но - это моя 11я граница, так что декларации я уже заполняю автоматически и по-памяти.

Заехали к таможенникам. Таможня сразу предложила два варианта: либо полный шмон, либо «решить вопрос». Фигу вам, а не вопрос – дружно решили мы, нас после запасок на рентгене уже ничем не испугаешь. Снова – выгружаемся, вещи кучкой, машину на просветку. (Я видел рентген Галлопера! Клево! Даже домкраты под сиденьем видны!). Слава богу, на этой границе водители не разделялись с пассажирами – иначе процесс прохождения был бы малореален. Потом таможня начала досматривать вещи из Серого. По-моему, он досмотрел все. К моей машине, видимо, подустал, поэтому ограничился осмотром ксивников и одной вещевой сумки. Урра, мы в России!
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Клуб Путешественников

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13