Тест оперативной радиосвязи.
Постановка задачи.
Идея сравнить различные радиостанции «в поле» витала давно. Денис – ярый поклонник «двойки» (144MHz, длина волны ~2м) и радиолюбитель коротковолновик. Я начал свое знакомство с радио связью с Си-Би оборудования (27MHz, длина волны ~11м) и пока не планирую от него отказываться. Вечный спор о том, что же лучше и в каких случаях мы решили прекратить практическим «полевым тестом». Также, было интересно отработать взаимодействие групп на местности и определить методы организации радиосвязи на расстоянии одного дневного перехода пешей группы.
Оборудование.
Носимая или автомобильная CB станция Dragon SS-485H (27MHz, 10Вт),
(к сожалению, из-за технической накладки результатов по данной рации нет. но обязательно будут в будущем ибо очень функциональный аппарат)
Носимая КВ-станция Vertex VX1210 (1.6-30MHz, 20Вт),
Носимая КВ-станция Карат-2Н (1640KHz, 1Вт),
Автомобильная CB станция MegaJet 600+ (27MHz, 10Вт) + антенна Lemm 2001 – установлены на моем Галлопере,
2М-портативка Kenwood TK278 (144MHz, 5Вт),
2М-портативка Alinco DJ180 (144MHz, 5Вт) – использовалась и в качестве стационарной на "базе":
CB-портативка Беркут Hunter-6 (27MHz, 6Вт) – 2 штуки:
Методика испытаний.
В базовом лагере ставится «базовая» антенна (разумеется мы поставили несколько антенн – для каждого диапазона свою). Мобильная группа уходит от базы и с определенной периодичностью связывается с базой всеми доступными способами.
Основой для базовой антенны послужил армейская сборная мачта радиосвязи, высотой 8м.
Рабочее место полевого радиста
Дальность.
Мобильная группа, выйдя утром должна достичь точки, удаленной от базы на 16.5км (по карте, расстояние между двумя точками). В процессе движения «партизаны» будут выходить на связь с базой с заранее обговоренной периодичностью. База ведет протокол испытаний и фиксирует результаты при условии слышимости с обеих сторон.
Таблицу результатов могу прислать, кому интересно.
Расшифровка.
CB. Сиби-связь машина-машина достигала ~30км по пересеченной местности. Уверенная связь по пересеченке – около 12км. База связывалась с нашими партизанами (дальность по прямой 16,5км), при этом я («эвакуатор») базу тоже принимал, хоть и неустойчиво.
Сиби-портативки "Хантер" разговаривают друг с другом на расстоянии 6км, если используют антенну типа «флекс». Также, на 6км удается поговорить на портативку со стандартным «крысиным хвостом», при условии, что на той стороне – автомобилка или базовая антенна. Дальность связи портативка-портативка (на штатную антенну) не более 4км (в тесте на 4х км был уже только эффект присутствия).
Что понравилось: Эффект от приема на автомобильную антенну, даже с магнитным основанием весьма хорош. «Флекс» действительно серьезно улучшает прием сибишной портативки.
Что не понравилось: дальние прохождения на си-би. Слушали турков, слушали каких-то англичан. Я уж молчу про ржевских таксистов Т.е. эффект прохождения, которого все так ждут и молятся при коротковолновой связи, для оперативно-мобильной связи только мешает. На двухметровках такого, конечно, нет.
2Метра. Уверенная связь на штатные компактные антенны до 6 км. Дальше – хуже, однако установка четвертьволновой гибкой антенны с противовесом незначительно улучшает ситуацию – связь база-партизан на 8.8км была отличной, однако на 12км – уже снова на грани разборчивости.
Что понравилось: ассортимент оборудования и его компактность.
Что не понравилось: цена и радиолюбительская категория (+ позывной) для того, чтобы иметь право пользоваться. Четвертьволновая антенна не настолько дала выигрыш в дальности, насколько проигрыш в неудобстве – полметра антенны над портативкой – это уже довольно много и в условиях леса довольно неудобно.
КВ. С помощью растянутой на мачту антенны (длины волн ~40 и ~80 метров) и профессионального трансивера мы пообщались с радиолюбителями с Украины (название села забыл, до границы с Украиной ~500км), из Калуги (~250км) и Самары (~1000км), причем у них техника была, конечно, посерьезнее. У самарского радиолюбителя «контур» антенны 162 метра и 250Вт мощность трансивера, против наших жалких 20 Ватт на Вертексе…
Связь друг с другом на 1,6MHz получилась, но очень слабой. Объясняем этот факт двояко. Во-первых, потому что антенна, натянутая на «базе» была весьма невысоко (а вы попробуйте в одно лицо высоко натянуть два куска провода длиной 12м каждый, при условии, что между ними должна быть вставлена радиостанция). Во-вторых, потому что такие волны плохо работают на коротких дистанциях – есть некоторая зона радиотени. Чем длиннее волна, тем больше эта зона…
Что понравилось: дальность связи, конечно.
Что не понравилось: объемы трудозатрат для обеспечения связи и масштабы натягиваемых антенн.
Итоговые выводы.
Для меня, как человека, заморочившегося на экспедиционную радиосвязь, видится следующая схема наиболее эффективного использования оборудования.
Портативки 144MHz со штатными антеннами – для оперативной связи на дальностях до 6км. В принципе, более чем достаточно в большинстве случаев.
Портативки 27MHz от КБ Беркут – нормально подходят для связи на средние расстояния (до 15 км), при условии растягивания нормальной антенны, например, наклонного луча. Уже не столь удобно, но связь обеспечивает. Также, эти рации обладают отличной чувствительностью друг к другу (есть и обратная сторона медали: малое число каналов и их жесткая заводская прошивка).
Сравнение размеров. Слева – Алинка, по центру Беркут Хантер-6 со штатной, а справа – с удлиненной антенной «флекс».
Для того, чтобы все это хозяйство могла обслуживать база, я думаю, имеет смысл на базу (т.е. в нашем случае, на экспедиционный автомобиль) ставить всеволновую универсальную радиостанцию с антенно-согласующим устройством и двумя фиксированными антеннами типа "штырь" – одну согласованную для использования на сиби-диапазоне, другую на два метра. В этом случае база может оперативно обеспечивать связью зону до 15 км, причем, для обеспечения более дальних связей можно без проблем развернуть крупную антенну типа «наклонный луч» или любую другую.
Всеволновая станция на автомобиле, помимо вышеперечисленного, позволит при наличии соответствующей антенны, докричаться до радиолюбителей за тысячу и более километров, что играет немаловажную роль при обеспечении безопасности экспедиции.
Наше следующее тестирование (планируется в июне): отработать механизмы связи на дальностях от 15 до 50км.
PS Это был технический отчет. Лирический отчет тут: viewtopic.php?t=6488