Тест радиосвязи

Обсуждение допснаряжения : хайджеки, связь, навигация и т.д.

Модератор: dyoma

Тест радиосвязи

Сообщение Corvin » 17/05/2009,16:11

Тест оперативной радиосвязи.

Постановка задачи.
Идея сравнить различные радиостанции «в поле» витала давно. Денис – ярый поклонник «двойки» (144MHz, длина волны ~2м) и радиолюбитель коротковолновик. Я начал свое знакомство с радио связью с Си-Би оборудования (27MHz, длина волны ~11м) и пока не планирую от него отказываться. Вечный спор о том, что же лучше и в каких случаях мы решили прекратить практическим «полевым тестом». Также, было интересно отработать взаимодействие групп на местности и определить методы организации радиосвязи на расстоянии одного дневного перехода пешей группы.

Оборудование.
Носимая или автомобильная CB станция Dragon SS-485H (27MHz, 10Вт),

Изображение
(к сожалению, из-за технической накладки результатов по данной рации нет. но обязательно будут в будущем ибо очень функциональный аппарат)

Носимая КВ-станция Vertex VX1210 (1.6-30MHz, 20Вт),
Носимая КВ-станция Карат-2Н (1640KHz, 1Вт),

Изображение

Автомобильная CB станция MegaJet 600+ (27MHz, 10Вт) + антенна Lemm 2001 – установлены на моем Галлопере,

2М-портативка Kenwood TK278 (144MHz, 5Вт),
2М-портативка Alinco DJ180 (144MHz, 5Вт) – использовалась и в качестве стационарной на "базе":
Изображение

CB-портативка Беркут Hunter-6 (27MHz, 6Вт) – 2 штуки:

Изображение

Методика испытаний.
В базовом лагере ставится «базовая» антенна (разумеется мы поставили несколько антенн – для каждого диапазона свою). Мобильная группа уходит от базы и с определенной периодичностью связывается с базой всеми доступными способами.
Основой для базовой антенны послужил армейская сборная мачта радиосвязи, высотой 8м.

Изображение

Рабочее место полевого радиста :lol:
Изображение

Дальность.
Мобильная группа, выйдя утром должна достичь точки, удаленной от базы на 16.5км (по карте, расстояние между двумя точками). В процессе движения «партизаны» будут выходить на связь с базой с заранее обговоренной периодичностью. База ведет протокол испытаний и фиксирует результаты при условии слышимости с обеих сторон.

Таблицу результатов могу прислать, кому интересно.

Расшифровка.

CB. Сиби-связь машина-машина достигала ~30км по пересеченной местности. Уверенная связь по пересеченке – около 12км. База связывалась с нашими партизанами (дальность по прямой 16,5км), при этом я («эвакуатор») базу тоже принимал, хоть и неустойчиво.

Сиби-портативки "Хантер" разговаривают друг с другом на расстоянии 6км, если используют антенну типа «флекс». Также, на 6км удается поговорить на портативку со стандартным «крысиным хвостом», при условии, что на той стороне – автомобилка или базовая антенна. Дальность связи портативка-портативка (на штатную антенну) не более 4км (в тесте на 4х км был уже только эффект присутствия).

Что понравилось: Эффект от приема на автомобильную антенну, даже с магнитным основанием весьма хорош. «Флекс» действительно серьезно улучшает прием сибишной портативки.

Что не понравилось: дальние прохождения на си-би. Слушали турков, слушали каких-то англичан. Я уж молчу про ржевских таксистов 8) Т.е. эффект прохождения, которого все так ждут и молятся при коротковолновой связи, для оперативно-мобильной связи только мешает. На двухметровках такого, конечно, нет.

2Метра. Уверенная связь на штатные компактные антенны до 6 км. Дальше – хуже, однако установка четвертьволновой гибкой антенны с противовесом незначительно улучшает ситуацию – связь база-партизан на 8.8км была отличной, однако на 12км – уже снова на грани разборчивости.

Что понравилось: ассортимент оборудования и его компактность.
Что не понравилось: цена 8) и радиолюбительская категория (+ позывной) для того, чтобы иметь право пользоваться. Четвертьволновая антенна не настолько дала выигрыш в дальности, насколько проигрыш в неудобстве – полметра антенны над портативкой – это уже довольно много и в условиях леса довольно неудобно.

КВ. С помощью растянутой на мачту антенны (длины волн ~40 и ~80 метров) и профессионального трансивера мы пообщались с радиолюбителями с Украины (название села забыл, до границы с Украиной ~500км), из Калуги (~250км) и Самары (~1000км), причем у них техника была, конечно, посерьезнее. У самарского радиолюбителя «контур» антенны 162 метра и 250Вт мощность трансивера, против наших жалких 20 Ватт на Вертексе…
Связь друг с другом на 1,6MHz получилась, но очень слабой. Объясняем этот факт двояко. Во-первых, потому что антенна, натянутая на «базе» была весьма невысоко (а вы попробуйте в одно лицо высоко натянуть два куска провода длиной 12м каждый, при условии, что между ними должна быть вставлена радиостанция). Во-вторых, потому что такие волны плохо работают на коротких дистанциях – есть некоторая зона радиотени. Чем длиннее волна, тем больше эта зона…

Что понравилось: дальность связи, конечно.
Что не понравилось: объемы трудозатрат для обеспечения связи и масштабы натягиваемых антенн.

Итоговые выводы.
Для меня, как человека, заморочившегося на экспедиционную радиосвязь, видится следующая схема наиболее эффективного использования оборудования.
Портативки 144MHz со штатными антеннами – для оперативной связи на дальностях до 6км. В принципе, более чем достаточно в большинстве случаев.
Портативки 27MHz от КБ Беркут – нормально подходят для связи на средние расстояния (до 15 км), при условии растягивания нормальной антенны, например, наклонного луча. Уже не столь удобно, но связь обеспечивает. Также, эти рации обладают отличной чувствительностью друг к другу (есть и обратная сторона медали: малое число каналов и их жесткая заводская прошивка).

Сравнение размеров. Слева – Алинка, по центру Беркут Хантер-6 со штатной, а справа – с удлиненной антенной «флекс».
Изображение

Для того, чтобы все это хозяйство могла обслуживать база, я думаю, имеет смысл на базу (т.е. в нашем случае, на экспедиционный автомобиль) ставить всеволновую универсальную радиостанцию с антенно-согласующим устройством и двумя фиксированными антеннами типа "штырь" – одну согласованную для использования на сиби-диапазоне, другую на два метра. В этом случае база может оперативно обеспечивать связью зону до 15 км, причем, для обеспечения более дальних связей можно без проблем развернуть крупную антенну типа «наклонный луч» или любую другую.
Всеволновая станция на автомобиле, помимо вышеперечисленного, позволит при наличии соответствующей антенны, докричаться до радиолюбителей за тысячу и более километров, что играет немаловажную роль при обеспечении безопасности экспедиции.

Наше следующее тестирование (планируется в июне): отработать механизмы связи на дальностях от 15 до 50км.

Изображение

PS Это был технический отчет. Лирический отчет тут: viewtopic.php?t=6488 :lol:
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Сообщение Pterro » 18/05/2009,00:50

Спасибо за работу!! ;))
Прочел внимательно!! ;))
Mitsubishi L200 NEW 2,5TD
Pterro
 
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 26/04/2007,11:39
Откуда: Moscow ЗАО

Сообщение Garyk » 18/05/2009,12:45

to Corvin:
Спасибо ! Всё грамотно и понятно! Этот пост я знаю точно ни кто сносить не будет ! :lol:
Был : Galloper 1 XL 3.0 V6 бензин МКПП коротыш,Си-би, в МСС ("Галлопер")
Аватара пользователя
Garyk
 
Сообщения: 2868
Зарегистрирован: 05/12/2006,02:46
Откуда: Москва. ЮЗАО м.Новые Черёмушки

Сообщение jjeff » 18/05/2009,14:06

to Corvin:
спасибо за проделанную работу и отчет, полезная инфа
G2:2.5TDi , 5дв, АКПП, пружины, SE-2003, 31/10.5 SJ6
Аватара пользователя
jjeff
Администратор
 
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 01/08/2006,01:46
Откуда: Видное

Сообщение Corvin » 18/05/2009,19:11

В копилку - профиль трассы:

Изображение
Suzuki Grand Vitara 2008, 5дв., 2.4 бензин, АКПП. Все штатное напрочь.
Аватара пользователя
Corvin
 
Сообщения: 990
Зарегистрирован: 27/11/2007,09:29
Откуда: Москва

Re: Тест радиосвязи

Сообщение Dizel Man » 30/05/2016,02:44

Приветствую, Павел!
Штудирую тему "День манпака (Manpack Day)". Ты еще в теме, р/л позывной оформил? Я вот тоже "набиваю" машину и строю манпак на базе Р-143 и VХ-1210. Чертовски тесен этот Мир...
73′s RA3DAP
TLC-60, 1989 год, рессоры, атмосферный дизель 4 литра, штатная мех/лебедка...
Аватара пользователя
Dizel Man
 
Сообщения: 896
Зарегистрирован: 22/09/2008,11:33
Откуда: Мытищи, Моск. обл.

Сообщение ЛЁХАС » 30/05/2016,09:30

to:Dizel Man, Серёж, Паша последний раз на форуме был полтора года назад :pardon:
Был G-I 2.5 SWB, потом G-I 3.0 LWB, потом G-II 3.0 LWB, ещё G-I, 2.5TD. Теперь G-1 3.0 97г. LWB
Аватара пользователя
ЛЁХАС
 
Сообщения: 4313
Зарегистрирован: 25/09/2006,01:46
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Тест радиосвязи

Сообщение Dizel Man » 30/05/2016,11:35

Привет! Спасибо. А куда он делся? Не слышно?
TLC-60, 1989 год, рессоры, атмосферный дизель 4 литра, штатная мех/лебедка...
Аватара пользователя
Dizel Man
 
Сообщения: 896
Зарегистрирован: 22/09/2008,11:33
Откуда: Мытищи, Моск. обл.

Сообщение murinos » 30/05/2016,11:39

https://www.facebook.com/oruell
Думаю, не страшно, если тут выложу. Всё-таки на фейсбук открытый доступ :)
G-II, d4bh(4d56 td), автомат, 5dr, "Серый" - строю экспедиционник. || Subaru Forester SG9, ej255, 230лс, автомат - просто ездить.
Аватара пользователя
murinos
 
Сообщения: 2643
Зарегистрирован: 30/01/2007,02:46
Откуда: Москва, ВАО

Re: Тест радиосвязи

Сообщение Dizel Man » 30/05/2016,23:28

На лицо карьерный рост и смена приоритетов. Бывает... :)
TLC-60, 1989 год, рессоры, атмосферный дизель 4 литра, штатная мех/лебедка...
Аватара пользователя
Dizel Man
 
Сообщения: 896
Зарегистрирован: 22/09/2008,11:33
Откуда: Мытищи, Моск. обл.


Вернуться в Снаряжение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3