Обнаружил интересную особенность дизельного двигателя Галлопера. На улице минус 5. Двигатель прогрет. Вынул уплотнительную прокладку из радиатора. Зачем - не скажу.
![Очень доволен :-D](./images/smilies/kolobok_biggrin.gif)
Проехал 5 км в самом спокойном режиме со скоростью 50-70 км/ч. Из радиатора пошел пар. Антифриз закипел. Датчик температуры по прежнему показывал норму.
Т. е. даже в нормальном режиме работы антифриз в двигателе нагревается выше температуры кипения!!! И не кипит только потому, что в радиаторе создается повышенное давление!!!
Откуда берется давление? Вначале за счет расширения антифриза. Но, если есть какая то негерметичность системы охлаждения (например, та же утечка через уплотнение пробки в бачок), - то повышенное давление создается за счет небольшого кипения антифриза.
Когда нибудь открывали пробку на горячем двигателе (ну или на теплом)? Если аккуратно, то это можно легко сделать. При отворачивании пробки сначала перестает уплотняться внутренний клапан, давление сбрасывается в бачок, потом перестает уплотняться наружная прокладка. Можете быть уверены, что, если поехали после этого дальше, то антифриз потихоньку кипел.
В каком месте антифриз кипит? В канале между впускным и выпускным клапанами. Именно там трещины и возникают.
Как выглядит процесс кипения? Давление не большое. В канале антифриз закипает. Образуется пузырь. Давление возрастает. Кипение прекращается. Пузырь проходит дальше, остывает, схлопывается, давление уменьшается, антифриз вновь закипает. Таким образом в канале будет небольшое постоянное кипение.
Какие выводы можно сделать?
1) Кипение антифриза и выход из строя головки в результате трещин - действительно особенность дизельного Галлопера.
2) Герметичность системы охлаждения играет исключительно важную роль.
3) Самую важную роль играет пробка радиатора. Если она неисправна, трещины в головке неизбежны.
Можно ли как то бороться с кипением? Можно.
1) Настроить термостат на меньшую температуру. Или заменить его термостатом с меньшей температурой. Сложно.
2) взять антифриз с более высокой температурой кипения. Этиленгликоль кипит при 197 градусов. В смеси с водой (50%) - 106 примерно. Если взять концентрацию 65%, то температура кипения будет примерно 112С , температура замерзания -75С. При концентрации 82% температура замерзания -40С, температура кипения 130С. При концентрации 90% температура замерзания -28С, кипения 142С.
Таким образом, если взять концентрацию этиленгликоля 80-90%, то можно исключить кипение антифриза в двигателе. Можно ли так сделать? Думаю, что можно. Теплоемкость этиленгликоля ниже, чем воды, это плохо. Но, думаю, не критично.