Об аккумуляторах писали и спорили на этом форуме очень много. Напишу сейчас всё вместе. Аккумуляторы – очень сложная тема. Пишу здесь всё, что знаю. Заранее скажу, что не всё, что пишу бесспорно. Это мой опыт , моё мнение и мои знания. К чужим мнениям тоже прислушивался.
Аккумуляторы усиленно совершенствуются. И та информация, которую мы черпаем из литературы и Интернета частенько не только неправильная, но и взаимопротиворечивая. Часто статья написана для старых аккумуляторов, а аккумуляторы уже давно не те. Отсюда в основном и все споры.На химических процессах, происходящих в аккумуляторе останавливаться не буду. Коснусь лишь чуть-чуть.
И так.
Первое поколение. Раньше в аккумуляторы для улучшения литейных свойств свинца и повышения коррозионной стойкости пластин добавляли сурьму около 5% и мышьяк около 0,15%. Из-за этого аккумуляторы имели повышенный саморазряд и кипели при любом напряжении заряда. Кроме того, они имели очень высокую склонность к сульфатации.
Что такое :
Сульфатация – почти не обратимый процесс, когда в аккумуляторе образуется почти нерастворимый сульфат свинца и аккумулятор выходит из строя.
Кипение – процесс разложения воды на водород и кислород. Напоминает процесс кипения, поэтому так и называется. Электролит при этом остаётся холодным. (Ну или тёплым, но до температуры кипения – далеко).
Заряжать старые аккумуляторы нужно было током равным 0,1 от ёмкости. Почему? При кипении аккумулятора выделяется кислород, который окисляет пластины. Поэтому заряжать меньшим током – значит снижать срок службы. Заряжать бОльшим током тоже плохо, так аккумулятор начинает сильно греться, что тоже снижает срок его службы. Кроме того, выделяющиеся газы разрыхляют активную массу пластин и она осыпается. И при зарядке большим током это особенно заметно.
Второе поколение. Следующим этапом в развитии производства аккумуляторов стало применение литья под давлением и штамповки. Содержание сурьмы уменьшили. Аккумуляторы стали кипеть гораздо меньше. Но избавиться от сурьмы полностью не удалось, так как сурьма снижает коррозию электродов.
Третье поколение. Далее сурьму в отрицательных пластинах заменили кальцием. Качество аккумуляторов повысилось. Кипеть они почти перестали. Сульфатация почти исчезла.
Четвёртое поколение. В положительных пластинах сурьма какое-то время ещё присутствовала. Потом её тоже заменили кальцием. Кипеть аккумуляторы перестали почти вообще. Сульфатация в нормальном режиме исчезла тоже, но при глубоком разряде стала проходить более интенсивно, чем в аккумуляторах третьего поколения.
Пятое поколение. В положительные пластины наряду с кальцием стали добавлять серебро.
Сульфатация значительно уменьшилась и в разряженном виде.
Шестое поколение - Гелевые и
Седьмое - AGM. Касаться их не будем ввиду малой распостранённости и дороговизны. Отмечу лишь, что эти аккумуляторы при всех своих плюсах требуют к себе гораздо более аккуратного отношения. А как мы относимся к аккумуляторам все знают.
В настоящее время можно увидеть в продаже аккумуляторы пятого, четвёртого и значительно реже третьего поколения.
Все они обладают одним интересным и полезным свойством. Практически не кипят при напряжении меньше 14,7 вольт. (есть зависимость напряжения кипения от температуры, но это уже тонкости). Вот эта их особенность и упускается из вида, когда начинают их заряжать. Зарядные устройства, которые были разработаны для старых аккумуляторов уже малопригодны для этих. Современный аккумулятор (т.е. 4-5-го поколения) нужно заряжать не при постоянном токе, как было раньше, а при постоянном напряжении. А нужный ток аккумулятор возьмёт сам. Процесс зарядки начинается с очень больших токов (буквально таких, как может выдать зарядное). Но очень быстро (минуты, десятки минут) зарядный ток падает до единиц ампер. 90%-ную зарядку можно получить примерно за двое суток. Полностью зарядить такой аккумулятор можно за неделю. Но делать этого не стоит, так как вода, хотя и медленно, но всё же разлагается, и кислород пластины окисляет. Поэтому часто заряжать аккумулятор тоже не стоит. Оптимальным можно считать, когда ставим на зарядку при 50% заряженности и заряжаем до 90%.
Требование хранить аккумулятор полностью заряженным было для аккумуляторов первого и второго поколения. Третье – седьмое поколение сульфатации почти не подвержены. Поэтому и требования к хранению смягчились. Но разряжать их ниже 50% всё же не стоит.
Зарядное устройство для современного аккумулятора должно представлять стабилизатор напряжения на 14,6-14,7 вольт (с ограничением тока для защиты от перегрузки самого зарядного устройства).
Есть так же устройства, которые дают зарядку при постоянном токе, но автоматически отключаются при достижении 14,7 вольт. Такие зарядные так же пригодны, но заряжают аккумулятор ещё меньше (примерно до 80%).
При установке на автомобиль аккумулятор попадает как ни странно в очень хорошие условия. Реле-регулятор автомобиля как раз и выдаёт
постоянное напряжение нужное аккумулятору. К сожалению разброс напряжения электронных регуляторов слишком велик, а изменить напряжение очень трудно. Трудно но всё же можно. Об этом позже.
Не хотел писать дальше, так как сейчас начнутся споры. Но молчать тоже не могу. Впрочем, уже спорили много, может и обойдётся. Какой ёмкости аккумулятор выбрать?
Моё мнение – чем больше тем лучше. Нужно смотреть, конечно и на цену. Противники такого выбора обычно начинают расчёты мощностей генератора и потребителей. Не буду указывать на ошибки, которые они делают. Посчитаем по другому.
1) Берём два заряженных аккумулятора 100 а-ч и 200 а-ч.
2) Ставим на две одинаковых машины.
3) Разряжаем каким либо способом на 80 а-ч. Например, включили фары (10 ампер) на восемь часов на обеих машинах.
4) Заводим. Генератор выдаёт 40 ампер.
5) Нужно 2 часа, чтобы восстановить заряд.
И НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ, КАКОЙ ЁМКОСТИ БЫЛ АККУМУЛЯТОР. Генератору нужно выдать 80 а-ч и он их выдаст и в первом и во втором случае за ОДИНАКОВОЕ время. Поэтому нет никаких оснований согласовывать ёмкость аккумулятора с чем то ещё. (Если подойти очень строго, то аккумуляторы зарядятся за время значительно больше 2-х часов, так как ток в процессе заряда сильно упадёт. А аккумулятор бОльшей ёмкости зарядится даже быстрее, так как сможет брать бОльший ток)
6) Запас по ёмкости оказывается не в пользу маленького аккумулятора. Аккумулятор 100 а-ч в нашем случае остался заряженным только на 20%. А аккумулятор 200 а-ч на 60%.
7) Есть так же мнение, что при большом аккумуляторе выходит из строя стартер. Это не так. На стартер подаётся 12 вольт. И какой там аккумулятор ему безразлично. Лишь бы было 12 вольт. Потребляемый стартером ток зависит от механической нагрузки на нём, а не от ёмкости аккумулятора. Предвижу возражение, что у аккумулятора малой ёмкости напряжение при работе стартера падает. Да! И это плохо. Поэтому и ценятся аккумуляторы с большим пусковым током (этот ток указывается на корпусе).
Специально написал по пунктам. Все возражения попрошу писать так же. Кто с каким пунктом и в чём не согласен.
И так. Подведу итог. Покупая аккумулятор выбираем по следующим параметрам
1)Максимальная ёмкость (с учётом цены! И чтобы влез на стандартное место. Сильно можно не увлекаться, но лишней ёмкости не будет)
2)Максимальный пусковой ток
3)Поколение. Четвёртое – есть надпись Кальций-Кальций или Ca-Ca. Пятое – есть надпись Са-Аg или Silver, или серебро. Шестое или седьмое поколение – считаем, что для нас сильно круто. Впрочем, если для кого нормально. Пишите – добавлю.
4) Фирма-производитель. Очень важно, но останавливаться не буду. Ищите в Интернете сами.
5) Размер чем больше, тем лучше. Это прочитал недавно вот здесь
http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=161468 (проводили тест)
Пропустил я некоторые моменты.
Как определить степень заряженности аккумулятора? Можно по ареометру. Но это вчерашний день. Тем более не все аккумуляторы имеют пробки. Есть гораздо лучший и более интеллигентный способ. Оставляем аккумулятор на ночь. Противоугонное устройство оставляем включенным, всё остальное отключаем. Утром приходим и замеряем вольтметром напряжение. 12,7-12,9 вольт – 100% зарядка. 12,2-12,3 вольт – 50% зарядки. 12 вольт и ниже – зарядка не более 20%. При отрицательных температурах напряжение выше на 0,1-0,2 вольта.
Ну вот и подошли к следующему .
Каким должно быть напряжение заряда аккумулятора на автомобиле. Заводим автомобиль. Аккумулятор должен быть заряжен. Потребители максимально отключены. Ждём минут пять. Увеличиваем обороты двигателя до 2-3 тыс. Замеряем напряжение.
1) Оптимально – 14,6 вольт (от 14,5 до 14,7 вольт)
2) напряжение не должно никогда превышать 14,7 вольт. Иначе аккумулятор будет кипеть и быстро выходить из строя.
3) Напряжение не должно быть ниже 13,8 вольт. Иначе аккумулятор будет постоянно разряжаться.
4) Если напряжение находится между 13,6-14,5 вольт, то аккумулятор нужно будет изредка подзаряжать.
При минусовых температурах напряжение может быть выше на 0,2-0,3 вольта. При +30-40С меньше на 0,2 вольта.
Что же делать, если напряжение выше нормы? Проверяем цепь возбуждения генератора на предмет плохих контактов. Если не помогло, меняем реле-регулятор напряжения (так называемую таблетку).
А если напряжение ниже нормы? Например 13,6 вольт. Ведь хотелось бы 14,6. Здесь не всё так однозначно. Регуляторы напряжения имеют большой разброс по напряжению питания. И замена может не помочь. Получим, например, 14 вместо 13,6 вольт. Я придумал способ увеличения напряжения довольно простым способом :
viewtopic.php?t=2010
Ну и в заключение как сохранить аккумулятор.
1) Никогда не допускать разряда больше 50%. Регулярно подзаряжать. И уж ни в коем случае не допускать полного разряда.
2) Постоянно следить за напряжением бортовой сети.
3) Если есть пробки, следить за уровнем электролита. Пластины всё время должны быть закрыты. Подливаем только хорошую дистиллированную воду. Электролит подливают только если он вытек или прошла сульфатация.
4) Если подлили воду, аккумулятор обязательно поставить на зарядку, даже если он был заряженный.
5) Не допускать превышения напряжения на аккумуляторе выше 14,7 вольт ни при зарядке, ни в машине. (Относится, естественно, к аккумуляторам 4-7 поколений)
6) Изредка проверять ток, который потребляет бортовая сеть при стоянке автомобиля. Он не должен никогда превышать 100мА.
Написал много. Чувствую, не согласных будет тоже много. Вы, хотя бы, прежде чем критиковать, прочитайте внимательно. А вообще всё это уже обсуждалось. Чё-то меня не тянет по-новой начинать.
P.S. Да, бывает и другая классификация поколений аккумуляторов, так что сильно на этот счёт не заморачивайтесь.
Galloper-1 Exceed, 2.5TD, 97г., 5дв., МКПП-5, Суперселект, рессоры, без ABS, 9 мест