GALLOPER.RU
Клуб Автолюбителей и Путешественников

"Туда и Наоборот"

Форум Документация Поиск

«ТагАЗ-Тагер» глазами владельца: ковер-самолет.

пн, 09/03/2015 - 02:41 -- ГАЛЛОПЕР.РУ

Если верить сказкам, не слишком комфортное средство передвижения могло доставить владельца куда он пожелает. Способен ли на такое «ТагАЗ-Тагер»?

 

miniatura0-14

Будущему «подопытному» я готовил нелегкую судьбу. К автомобилям я отношусь как к куску необработанной глины, из которой можно вылепить все что угодно. И чем качественнее исходный материал, тем лучше конечный результат.

ТРИ ЖЕЛАНИЯ

Задача заключалась в том, чтобы приобрести автомобиль на каждый день, но пригодный для преодоления серьезного бездорожья и участия в трофи-рейдах – с мощными агрегатами, большим потенциалом для тюнинга и кастомизации. Причем не старше пяти лет (наковырялся я уже со старыми машинами). Верхняя ценовая планка – 450 тысяч рублей.

 

Грозный вид – большое подспорье в борьбе с дорожными беспредельщиками. Лебедка – тот самый рояль в кустах, способный выручить в безвыходной ситуации.<br />
Зубастые шины не очень комфортны на асфальте, но незаменимы на бездорожье.

 

Грозный вид – большое подспорье в борьбе с дорожными беспредельщиками.
Лебедка – тот самый рояль в кустах, способный выручить в безвыходной ситуации.
Зубастые шины не очень комфортны на асфальте, но незаменимы на бездорожье.

 

Выбор пал на рамный вседорожник «ТагАЗ-Тагер» в максимальной комплектации. В прошлой жизни это небезызвестный «СанЙонг-Корандо». Бензиновые атмосферники большого объема я полюбил в процессе эксплуатации старенького «Джипа», без труда осилившего полмиллиона миль. Так что лицензионная мерседесовская рядная «шестерка» «Тагера» (3,2 л, 220 л.с. и 310 Н·м) пришлась по душе.

В масть лег и классический «гидроавтомат». Вдоволь покатавшись по бездорожью на «автомате» и на «механике», пришел к выводу, что АКП выигрывает по всем позициям без исключения.

Но самая приятная особенность машины – задний мост, полный аналог легендарного «американца» «Дана 44». Его использовали на большинстве американских вседорожников с 1940‑х годов и продолжают выпускать по сей день. За это время конструкцию довели до совершенства. А благодаря его популярности у любителей поколдовать над блокировкой дифференциала главные пары, усиленные полуоси и прочие комплектующие представлены на рынке в немыслимом разнообразии.

В дополнение ко всему – полный электропакет и прочие блага цивилизации, которыми так любят шпиговать «корейцев».

 

В этом гоночном кресле удивительно удобно… спать.

 

В этом гоночном кресле удивительно удобно… спать.

ЖИЛИ-БЫЛИ

В Костромской области я присмотрел подходящий экземпляр – с пробегом 35 000 км и в первозданном виде, то есть без «колхоза» и каких-либо доработок. Значит, не надо исправлять косяки предыдущих владельцев, а можно сразу приступать к подгонке под себя.

Вступительный экзамен на звание вседорожника «Тагер» сдавал в Калязинском районе Тверской области. Съехав на размытую полевую дорогу и осилив метров триста, он уперся колесами в небольшую колею: полный привод был включен, но буксовали только задние колеса. Так было выявлено первое слабое место – вакуумные хабы. Впоследствии я заменил их механическими AVM. Резон очевиден: чем проще узел, тем он надежнее, а в условиях бездорожья сохранять вакуум между сальниками привода, куда постоянно летит вода, песок и грязь, нереально.

 

Приборная панель красива, легко читаема, но малоинформативна.

 

Приборная панель красива, легко читаема, но малоинформативна.

Вот так, шаг за шагом, испытывая агрегаты и изучая матчасть, я приспосабливал «Тагер» к жизни вне асфальта. Пожалуй, в 95% случаев люди заболевают внедорожной лихорадкой, впервые увидев глубокий след протектора резины, оставленный собственным автомобилем в непролазной грязи. Я не исключение – симптомы появились сразу же после того, как штатная «шоссейка» уступила место 31‑дюймовым шинам «Кумхо-KL71» (Kumho KL71). Они отлично справлялись и с болотистой почвой в Валдайском заповеднике, и с лесовозной колеей на просеках, и с крутыми песчаными холмами на берегах рек. Окончательный диагноз был поставлен после победы в соревнованиях, организованных клубом Galloper.ru.

ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ

Побывав на вершине подиума, я с удвоенной энергией взялся за доводку своего «проходимца» с использованием доступных (в том числе по стоимости) запчастей.

 

Состояние основных систем автомобиля контролирует бортовой компьютер.

 

Состояние основных систем автомобиля контролирует бортовой компьютер.

 

Подвеска пережила несколько итераций, пока не была найдена золотая середина между управляемостью и проходимостью.

С кузова снимал, а на проселке порой и сами слетали «лишние» запчасти – такие как пластиковый обвес, хрупкие штатные поворотники, декоративные пороги и подкрылки, принимающие на себя грязь и глину.

Бамперы несколько раз были подвергнуты воздействию «болгарки», после чего передний был заменен легким каркасным «силовиком», а задний и вовсе снят ради увеличения угла съезда.

Задний ряд сидений я демонтировал. Кресло водителя заменил анатомическим «ковшом» с развитой боковой поддержкой. Это обострило чувство автомобиля в моменты быстрой езды по пересеченной местности, оценку кренов при прохождении крутых склонов и, конечно же, улучшило безопасность. А еще, к моему огромному удивлению, в нем оказалось удобно спать.

Электрика постепенно переехала выше по кузову – подальше от грязи и влаги. Некоторые цепи – например, цепь обогрева сидений – ликвидировал, другие модифицировал и упростил для повышения надежности в экстремальных условиях.

 

Задний мост «Тагера» славится надежностью, но я все же ухитрился сломать самоблокирующийся дифференциал.

 

Задний мост «Тагера» славится надежностью, но я все же ухитрился сломать самоблокирующийся дифференциал.

 

Ввиду малой информативности приборной панели контроль за работой систем автомобиля возложил на компьютер, отслеживающий показания датчиков и сигнализирующий о превышении порогов значений того или иного показателя. К счастью, ему еще не приходилось оповещать меня о критических ситуациях – лишь пару раз загоралась лампа Check engine, сообщившая о незначительных ошибках в системе управления из-за воды, попавшей в свечные колодцы после очередного брода.

 

13 Tiger_zr 10-14

ДЕЛУ ВЕНЕЦ

Поводом для переосмысления приоритетов в постройке автомобиля стало досадное происшествие. Как-то, попытавшись объехать московские пробки, я застрял между двумя линиями железной дороги в ливневом канале и провел там два часа в ожидании эвакуации.

Сделал вывод, что 31‑е колеса малы. Заказал себе 35‑дюймовые, с зубастыми шинами «Максис-Крипи Кролер» (Maxxis Creepy Crawler) и электрическую лебедку с тяговым усилием 4,3 т (ее покупку я оттягивал до последнего, чтобы не потерять бдительность на бездорожье, уповая на всесилие техники).

 

02 Tiger_zr 10-14

 

Для установки больших колес машину пришлось приподнять на 60 мм с помощью капролоновых элементов. На мой взгляд, этот вариант «бодилифтинга» не из лучших, но выбора не было: одним обрезанием арок обойтись не удалось. Кроме того, расширил колею с помощью ступичных проставок размером 1,5 дюйма. Вышло круто: тормозные колодки теперь, наверное, можно менять и не снимая колес.

После всех переделок решил оценить результат. Полигоном стал песчаный берег Финского залива в районе Приморска. «Тагер» легко одолел большие валуны: огромные колеса без труда перекатывались через камни, оставляя их где-то далеко под днищем. Не остановил меня и глубокий песок – протектор шин отталкивался от зыбкой почвы, не давая машине зарыться. Славно в этих условиях поработал и тяговитый двигатель. Я был удивлен результатом, а находившиеся поблизости друзья и случайные зрители стояли в изумлении.

 

14 Tiger_zr 10-14

 

Второе испытание оказалось куда серьезнее – на соревнованиях «Без-Дури-Трофи» по GPS-ориентированию и спринт-триалу.

 

01 Tiger_zr 10-14

На старт мы вышли в спешке и суматохе, отчего изрядно поплутали в поисках первой точки. Но после незапланированного купания в болотце проснулся боевой дух – и мы рванули к победе. По воле организаторов на трассе встретились и броды, которые на 31‑й резине я не прошел бы, не затопив салон, и болотистая почва (из-за ошибки прорыл в ней колею по пузо), и лесные колеи с лежащими поперек бревнами, и склоны песчаных карьеров.

Прочность шин оказалась выше всяких похвал: я насчитал более десяти случаев, когда в боковину покрышки упирался острый обломанный ствол дерева – и не оставлял ни малейшего следа.

В итоге мы заняли первое место в ориентировании и показали отличное время в спринт-триале, но получили пенализацию за сбитую вешку. Увы, не обошлось без потерь: не выдержав издевательств, лопнул штатный задний самоблокирующийся кулачковый дифференциал. Нанести урон остальным внутренностям редуктора он не сумел и был в срочном порядке заменен свободным дифференциалом, который работает по сей день.

 

02 Tiger_zr 10-14

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Не пасует мой «Тагер» и на асфальте, поэтому идея взять на каждый день что-нибудь в прямом смысле более приземленное до реализации так и не дошла. И тому есть масса причин.

Каждый раз, проезжая по улицам города, стоя в пробках или на светофорах, я получаю массу «лайков» – восторженные взгляды и улыбки дарят люди независимо от пола, возраста и национальности. Прохожие привыкли видеть однообразный поток автомобилей, а моя машина уникальна. Дорожные хамы побаиваются «Тагера» – мало у кого возникает глупая идея подрезать такого монстра или попытаться согнать меня с обочины, которую приходится иногда перекрывать собой, дабы некоторые торопыги, которые считают себя умнее стоящих в пробке, не вклинивались, оттормаживая весь «хвост». Благодаря короткой базе можно втиснуться почти на любое парковочное место и не бояться быть запертым – соседи по стоянке предпочитают держаться подальше.

Есть и некоторые неудобства. Постоянная вибрация и гул от зубастых колес, отсутствие кондиционера в угоду пневмосистеме (ее насос занял место компрессора), невозможность установить хорошую «музыку» из-за постоянного риска утопить ее, отсутствие вибро- и шумоизоляции… Нет и некоторых элементов интерьера – вроде заднего сиденья. Но ищущий приключений человек закрывает глаза на эти мелочи.

СКАЗКА И БЫЛЬ

Содержание личного «ковра-самолета» обходится недешево. Расход топлива – 20 л/100 км!

Детали подвески становятся расходниками: при каждом ТО надо быть готовым к их замене, причем комплексной, иначе она не будет иметь смысла. Тут работает принцип домино – поломка одной детали провоцирует поломку соседней. Под техобслуживанием я подразумеваю замену не только моторного масла (8,2 л) и воздушного фильтра, но и рабочих жидкостей в обоих мостах, раздаточной коробке, «автомате» и гидроусилителе руля, а также устранение течей и инспекцию приводных ремней.

Скажете, что я псих? Возможно. Но ведь я обзавелся таким средством передвижения не для того, чтобы жалеть и экономить, а чтобы покорять новые маршруты и направления. Воспоминаниями об этом так приятно делиться с друзьями!

 

Внешне салон не изменился, но лишился значительной части шумоизоляции.

Внешне салон не изменился, но лишился значительной части шумоизоляции.

TAGAZ TAGER: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Этот автомобиль выпускали под марками «СанЙонг» и «Дэу» с 1996 года и до 2006-го, не изменяя его основной концепции, а лишь исправляя «ошибки молодости». Свое заключительное выступление он дал в России под маркой «ТагАЗ-Тагер» начиная с 2008 года, причем у нас собирали и неизвестный в Корее пятидверный вариант.