Если вы задумали поменять верхнюю шаровую опору, то читайте до конца, а потом принимайте решение.
Разведка в автосервисе показала, что замена верхней шаровой опоры начинается от 600 рублей, замена одного наконечника рулевой тяги стОит 400 рублей. Регулировка развала-схождения стОит 500 рублей. Итого для замены 4-х наконечников и 2-х шаровых опор мне нужно было выложить от 3300 рублей. Имея друга с гаражом и ямой, и не имея денег я принял нелёгкое решение выполнить все работы самостоятельно.
Я обещал сделать на форуме соответствующий фотоотчёт, но обстоятельства внесли свои коррективы. Я рассчитывал на лёгкую прогулку под безоблачным небом, а попал в шторм, цунами и землетрясение. В процессе работы мы столкнулись с таким геморроем, что, фотоаппарат был напрочь забыт, как и обед, и ужин, и секс, и весь окружающий мир… Так что фотографий не будет. Будет проклят тот человек, который придумал шаровую опору. Итак:
Не начинайте замену верхней шаровой опоры если у вас:
Нет напарника
Нет специального съёмника
Нет «болгарки»
Нет смазки
Нет литра водки
Нет запасного дня, чтобы всё бросить, набухаться, и завтра продолжить на свежую голову…
Если Вы пожилой человек и не можете спрыгнуть в яму и выпрыгнуть из неё 200 раз подряд
Нет ямы, лома, медного молотка, двух домкратов, кирпичей, чурбаков, ВД-40 (около литра)
Если у Вас есть всё вышеперечисленное, то начнём помолясь.
В отчёте будут упоминаться 3 основных детали:
1) Верхний рычаг – железка в форме подковы. Концы скреплены осью. Расположена в верхней части колёсной арки. На вершинке подковы есть дырка, в которую и вставляется шаровая опора.
2) Нижняя толстая железяка – находится на внутренней поверхности колеса, идёт наверх к подкове. На верхнем конце имеет дырку, куда вставляется нижний конец шаровой опоры. Собственно посредством шаровой опоры нижняя толстая железяка скреплена с верхним рычагом (подковой).
3) Шаровая опора – то, что Вы купили в магазине и ЭТО Вам предстоит поменять. Задача – выковырять старую и впихнуть новую.
Поехали.
Поддомкратили машину, подставили чурбак. Никогда не работайте на домкрате. Придавит навсегда. Сняли колесо. Арка очень большая, всё прекрасно видно. Вот она - ШАРОВАЯ! Отчищаем грязь металлической щеткой. Внизу есть гайка с прорезями. В нижнем конце шаровой есть дырка, куда вставлен шплинт. Находим шплинт среди грязи и ржавчины, разгибаем усики и аккуратно выбиваем наружу. Шплинт гнётся и не хочет вылезать. Брызгаем ВД-шкой. Придерживаем его плоскогубцами и, постукивая молоточком, выбиваем наружу. Настал черёд гайки. Обильно спрыскиваем ВД-шкой. Курим. Гайку откручиваем накидным ключом на 19 и молотком. Места достаточно для замаха. Когда гайка пошла, надеваем трещотку и откручиваем. Но не до конца. Когда мы отсоединим нижнюю толстую железяку, то весь поворотный кулак упадёт вниз, повиснув на тормозном шланге. Чтобы избежать разрушений, гайку откручиваем не до конца (как уже говорилось). Теперь отсоединяем железяку. Для этого есть 2 способа.
1) Стучим по ней молотком сверху вниз. Должна слететь.
2) Делаем стопку кирпичей, сверху кладём лом. Короткий конец лома подсовываем под нижний конец шаровой, на длинный конец лома надавливаем рывками. Должно соскочить.
Если не помогает, то чередуем оба способа, брызгая ВД-шкой и прерываясь на перекуры, пока не соскочит.
Когда нижняя толстая железяка соскочила и повисла на нашей гайке, нужно снизу подпереть поворотный кулак, или ступицу, или тормозной диск… Короче то, до чего достанет чурбак или кирпичи. Откручиваем гайку до конца. Поздравляю, это первый шаг к снятию шаровой. Внимание! Не забывайте про тормозной шланг! Избегайте чрезмерных натягов и перегибов.
А вот теперь в верхнем рычаге (подкове) осталось то, от чего нам нужно избавиться. Книжка советует снять рычаг. Глупо, поскольку один болт закрыт амортизатором, и для снятия рычага придётся разобрать пол-подвески. Мы не ищем лёгких путей, по этому выдавливаем шаровую из рычага прямо на месте. Сначала нужно снять резиновый пыльник и стопорное кольцо. Оно расположено снизу в специальном пазе. Человеку, который придумал стопорное кольцо, нужно вбить в голову гвоздь. Брызните на кольцо ВД-40. Найдите разрез в кольце. Нужно всунуть конец отвертки в конец кольца и стукнуть молотком. Конец отойдёт. Придерживая конец кольца одной отвёрткой, второй отвёрткой нужно пройтись по кругу, отжимая кольцо. Когда кольцо слетело, начинаем собственно основную е#лю по снятию шаровой. Стучать снизу бесполезно, ибо расстояние для замаха очень мало, а верхний рычаг болтается. Помог такой способ: сверху зубило вставляем в линию границы шаровой опоры и рычага-подковы и лупим молотком. С разных сторон. Пока не появится сначала маленькая щель, потом всё больше и больше. Периодически брызгаем ВД-40. Зубило заменяем монтировкой и аккуратно поддеваем и рычагом выковыриваем шаровую из её посадочного места. Не думайте, что это быстро. Часок придётся потрудиться. Кстати, посадочное место и шаровая имеют шлицы, так что провернуть газовым ключом не пытайтесь. Только снизу вверх и никак иначе. Но вот шаровая опора снята! Вот тут можно и остограмиться, ибо самое главное и сложное осталось позади.
Очищаем дырки в подкове и нижней толстой железяке. Напильником счищаем зазубрины и прочие разрушения, полученные применением зубила в верхнем рычаге. Подпираем подручными средствами снизу верхний рычаг (придётся стучать сверху вниз, чтоб не пружинил). Смазываем универсальной смазкой (можно литол) шлицы в посадочном месте. Вставляем новую шаровую опору. Прокручивая её, нужно прочувствовать, чтобы шлицы сели как положено. Теперь ударами по кругу медным молотком равномерно осаживаем шаровую опору в посадочное место. Если в какой-то момент перестаёт лезть, то вытаскиваем её обратно, зачищаем мелким круглым напильником зазубрины на шлицах в рычаге-подкове и вставляем заново. Ударами молотка загоняем шаровую опору в своё гнездо. Убираем подпорку из-под рычага. Теперь надеваем стопорное кольцо снизу шаровой опоры. Тут вам поможет отвёртка, мат и Бог. Затем очередь пыльника. Набиваем его смазкой, надеваем снизу на шаровую опору. Верхний край нужно заправить в специальный паз. В комплекте идёт специальное стопорное кольцо и для пыльника, но это было выше наших сил. Кольцо было послано нах..фиг. Итак никуда не денется. Далее необходимо надеть на нижний конец шаровой опоры нижнюю толстую железяку.. Для этого пригодится второй домкрат. Он должен быть механический (червячный). Жигулёвский вполне подойдёт. Можно попробовать подкатной гидравлический, вроде у него тоже большая амплитуда. Итак, домкрат подставляем под нижний рычаг (тоже похож на подкову, в нём торчит нижняя шаровая опора) и поднимаем вверх, пока нижняя толстая железяка не наденется на нижний конец нашей шаровой опоры. Нужно помогать (направлять) руками. Когда всё совместилось, быстренько наворачиваем снизу гайку. Домкрат можно убрать. Закручиваем гайку до упора. Всё!
Надеваем колесо, снимаем домкрат, выпиваем всю водку.
Кстати, штатная (старая) шаровая опора имеет сверху пимпочку-маслёнку. Новые шаровые опоры такой маслёнки не имели и относились к разряду необслуживаемых. И внизу гайка без шплинта. Но это так, к сведению...
С ув., ДХТ