12 июля утром мы перекусили стандартной яичницей с беконом и кофе, после чего отправились в Осло.
Через 30 минут въехали в Осло. Небольшой, очень чистый и ухоженный город. Старая архитектура, но все очень аккуратное. Застройка не высокая. Большинство магистралей под городом идут в тоннелях, под землей есть перекрестки. Из туннелей выезды в разные части города, въезды на подземные парковки.
Погуляли по Карл-Юханс-гате, самой знаменитой улице в центре города несколько часов, но там не много достопримечательностей, которые были бы нам интересны. Пара храмов и старая городская архитектура. Честно говоря, к этому моменту нам все это уже поприелось.
После города поехали на ночевку в сторону Ставангера. Магистраль здесь только строится, поэтому прямые участки с туннелями были не везде, часть дороги проходила по старым серпантинам, с которых открывались просто шикарные виды. Через часа полтора таких покатушек в экипаже устоялась команда перед левым поворотом «ЛОВИ ШМУРДЯК». По указанной команде тот, кто сидел сзади должен распереться и не дать жратве, фототехнике и всему, что лежит на заднем сиденье разлететься по всему салону.
Вскоре нашли частное владение, где поле с рощей отдавалось под турстоянку. Там был, как обычно душ, туалет и кухня в отдельных сарайчиках. В паре мест были оборудованы стойки с розетками. Весь миникемпинг машин на 20, не больше. Очень уютный, кроме нас стояло всего 4-5 машин. Там и осели, получив электричество.
На ужин плов и салат из рукколы.
Утром 13 числа поехали дальше по берегу. Впереди по плану Кристриансанд, но он не богат достопримечательностями, а мы стремились на фьорды, поэтому обошли его по объездной и отправились в Ставангер.
Пейзаж разительно менялся, местность сморщивалась и извивалась, появились первые зачатки фьордов.
В Ставангере нас интересовал Хаварсфьорд, при котором в 872 году произошла могучая битва, результатом которой стало объединение разрозненной территорий Западной Норвегии в одни целое. В честь этой битвы установлен памятник, который мы и посетили.
Далее нам надо на Кьераг, где собственно располагается Кьерагболтен, известный как висящий камень. От Ставангера туда шла прекрасная дорога с тоннелями и мостами, но на въезде на нее висела табличка «Дорога закрыта на ремонт. Вам в обход, вот вам трость и компас». Хорошо хоть на английском.
В обход – это 200 км по серпантинам с мрачным уклоном, температурой около 0 градусов, ветром 20м/с и снегом со льдом… Ну что же – хотели горной Норвегии – получите….
Сначала вокруг был идиллический пейзаж с морем и горами, овцами на пастбищах и теплой (+13) погодой.
Дальше мы поперли вверх, постоянно вверх и очень круто. Дорога – одна полоса на всех и отнорки, в которые надо уворачиваться от летящих сверху машин. Когда из-за поворота вывалился 4-х осный автодом, я думал, что нам хана, но разминулись как-то… я еще не знал, что за ним фура и рейсовый автобус….
Дальше пошла тундра, под нами облачность.
Но горные бараны там есть везде, на любых склонах.
Проехав перевал, спускаемся по серпантину до парковки возле кафе, откуда начинается тропа на Кьераг. Там можно оставить машину (20 евро в сутки), принять душ, сходить в сортир и пополнить запас воды.
Время 22.00. Решаем в ночь подняться на первый перевал и там встать лагерем, а утром в 5.30 побежать дальше. Шустро перепаковываем машину и впрягаемся в рюкзаки. У девчонок фототехника и термосы, у меня все остальное.
С самого начала подъем дается не легко, 30-50 градусов каменные плиты, кое-где провешены цепи. До первого перевала около 2-х часов хода.
Добравшись до хребта, понимаем, что в седловине перевала болото. Мокро и категорически негде ставить палатку, поэтому, не спускаясь вниз, идем траверзом хребта, расчищаем площадку и ставим палатку. Сил уже мало…
На ужин паста карбонара.
14 число началось в 4.30 утра. Подъем, шоколадку в пасть и бегом!
Дорога тяжелая, крутые подъемы, что не страшно, и крутые спуски в ущелья, что страшно. Темп держим бодрый, идти 4 часа в одну сторону.
И вот мы добрались до этого пресловутого камня. На высоте 980 метров над уровнем моря есть площадка, она отделена от скалы щелью шириной метров 5, в этой щели застрял камень. Проблемы две:
Первое: под камнем 980 метров и море, больше ничего, камень диаметром 1,5 метра.
Второе: чтобы попасть на камень надо разбежаться и перепрыгнуть щель, глядя под собой в километровую пропасть, а потом на камне надо удержаться и в эту пропасть не свалиться.
Это очень стремно. Но как-то справились.
Вокруг этой площадки открываются весьма неплохие виды на фьорд, ибо скалы в этом месте отвесно падают в море, а высота километр.
Путь обратно до оставленной палатки был не лучше, чем туда, но был один фокус. Пока мы шли обратно, в сторону камня прошло не менее 800! человек, дальше я считать устал. Днем там адово столпотворение и идти туда надо ранним утром, о чем мы изначально подозревали. Добрались за 3,5 часа до лагеря, сварили кофе.
После кофе свернулись и через час были у машины. Перепаковали шмотки и тронулись вниз, в поселок.
Серпантин вниз впечатляет, крутой, очень извилистый и узкий.
Дальше серпантин уходит под землю в тоннель и идет по спирали, я насчитал 9 оборотов. Шириной тоннель тоже не поражает.
Свалившись вниз, подъехали к пристани и встали в очередь на паром. Из этого места можно выбраться двумя путями: или как мы приехали, или на пароме.
И нас обрадовали, что паром ближайший будет через 4,5 часа (полдня в помойку). Купили билеты, по хот-догу, мороженке и стали ждать. Через 2 часа мне пришлось в багажнике развернуть кухню и замариновать мясо под аплодисменты двух пожилых дам из следующей машины. Паром будет плыть 3 часа и в кемпинг, который еще надо найти, мы попадем поздно вечером, на мариновку не будет времени.
Дальше к нам приплыл чудо-корабль на который мы радостно загрузились и поплыли к следующему пункту – скале Прейкестолен.
На скалу Прейкестолен мы посмотрели снизу. Это прямоугольная скала, нависающая над фьордом. Было принято решение на нее не идти, поскольку этот фьорд сверху мы видели, а идти туда от парковки 8 часов в одну сторону. Плюс ко всему на следующие 2 дня обещали дождь.
Приняв это решение, мы двинули в кемпинг, где и расположились в роще на берегу маленького озерца.
На ужин свиные медальоны в чесночном соусе и салат из овощей.
Утром 15 числа поняли, что половина маршрута уже позади, скоро домой, и это не радует, но впереди еще 2 недели отдыха, и это радует.
Путь наш сегодня пролегает по побережью на север. Достопримечательности в пути – три водопада.
Сначала надо выехать из маленького городка, это опять серпантин, за городом начались фермерские угодья, там остановились сделать несколько кадров, пейзаж понравился.
Едем через фьорды, пейзаж типично норвежский.
Первый из водопадов, Лангфоссен, имеет высоту 612 метров. Относится к числу самых высоких в мире. При подъезде уже понимаешь, что он могуч. Когда подходишь ближе, впечатление усиливается. Водопад расположен на скалах фьорда и падает с верхнего плато в море.
Дальше дорога опять упирается в паромные переправы, но сообщение быстрое, так что просто переправляемся.
Следующий водопад, Лотефосс, знаменит тем, что имеет два независимых мощных потока. Весьма красивый водопад.
Дальше опять дорога, опять паром. Это становится настолько привычным, что воспринимаешь, как должное.
Последний на сегодня водопад, Стейнсдальсфоссен, не настолько масштабный, как два предыдущих, но очень красивый и льется с каменного языка так, что за ним можно ходить.
После всех этих водопадов поехали искать кемпинг, но рядом все было битком. Плюс ко всему крепко испортилась погода, и ближайшее время улучшаться не собиралась. По этому поводу мы решили встать в рорбу (хижина), которую хозяин нам сдал по 60 евро в сутки. В хижине было тепло, светло и сухо, а, главное, было место для нормальной готовки еды и перепаковки, а, так же, просушки снаряжения.
Дождь лил, как из ведра, поэтому гриль не задался, и мы приготовили мясо с картошкой в мультиварке. Сдобрив это дело текилой, завалились спать.
Утро 16 июля встретило нас пасмурной погодой, но без ливня. Быстро схарчили неизменную яичницу с беконом, гренки и кофе. Пора в путь.
Сегодня по плану Берген с его набережной и фуникулером на открытую смотровую площадку над городом.
Далее дорога до городка Флом, где находится Фломская железная дорога, назначенная нами к посещению в обязательном порядке. По дороге между Бергеном и Фломом планировали заглянуть на еще один водопад.
До Бергена доехали где-то за час, запарковались в центре и пошли гулять.
Главная достопримечательность Бергена – это старая набережная Брюгген.
Город Берген был основан в 1070 году. В 1360 в Бергене было создано представительство (контора) Ганзейского союза и город превратился в важный торговый центр. В административных зданиях размещались клерки из многих стран Европы, особенно из Германии.
На протяжении истории Берген подвергался многочисленным пожарам, поскольку, традиционно, большинство домов были сделаны из дерева. На сегодняшний день около четверти зданий Брюггена построены до 1702 года, тогда как более старые склады и административные здания сгорели.
В 1979 году Брюгген был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Название Брюгген происходит от норвежского «brygge» — «причал, пристань».
Мы прогулялись по набережной, прошвырнулись по магазинам, прикупили сувениров и пошли на рыбный рынок.
В данном случае это не особо крупный рыночек по торговле всевозможными свежими морепродуктами, которые при тебе и приготовят. Ценник достаточно ощутимый, блюдо на человека около 50 евро.
Дальше наш путь пролегал на смотровую площадку, куда мы и поднялись на фуникулере
Сверху открывается вид на город и на бухту, погода портится, стараемся побыстрее все посмотреть, не забыть про магазинчик с сувенирами.
Увидев, какая на нас прет туча, я предложил супруге зонт.
И тут нас смыло с этой смотровой куда? – Правильно, обратно в магазин с сувенирами.
Спустившись вниз, дошли до машины, забились в теплое сухое нутро Патруля, переоделись и поехали дальше.
Следующий в планах –150-метровый ступенчатый водопад Твиндефоссен.
Рядом с водопадом удобная площадка для парковки, останавливаемся и идем на осмотр.
Вблизи понимаешь, что поток прет весьма сильно.
Потусили там около часа и покатили дальше, во Флом.
Во Флом прибыли около 18.00. Дождь временно перестал. Беглая разведка показала, что кемпингов там два, и оба битком, мест нет вообще. А еще прогноз на ближайшие три дня обещал постоянный дождь.
Вывод был сделан мгновенно:
А) Нам надо на железную дорогу сейчас
В) В ночь надо валить из этого района до кемпинга с нормальными свободными местами.
Но обо всем по порядку.
Фломская железная дорога (норв. Flåmsbana) — железная дорога на западе Норвегии протяжённостью 20,2 км. Имеет наибольшую в мире крутизну подъёма. Проходит через долину Фломс, соединяясь с Согне-фьордом. Дорога поднимается крутыми виражами по исключительно живописной горной местности, жемчужиной которой является водопад Кьёсфоссен.
Перепад высот линии составляет 863 метра. Почти 80 % всей трассы имеет степень подъёма в 55 тысячных долей, что соответствует подъёму более чем в один метр на каждые 18 метров пути. Напряжение в системе энергоснабжения — 15000 В. Дорога проходит через 20 тоннелей, наиболее сложный из которых — многоярусный тоннель Венде. Минимальная из кривых малого радиуса составляет 130 метров. С учётом крутизны трассы на дороге устроены 5 специальных тормозных систем. 7-вагонные поезда, ведомые электровозами, развивают скорость до 40 км/ч.
На водопаде поезд делает остановку.
Легенда гласит, что в этих местах живет Хюльдра - Норвежская горная нимфа, околдовывающая мужчин своей нереальной красотой. Главный отличительный признак Хюльдры — коровий хвост. Одета эта нимфа всегда в красное платье. Местные утверждают, что изредка ее можно увидеть на развалинах мельницы рядом с водопадом.
Дальше катимся по живописным ущельям до верхней конечной станции – Мюрдал.
В Мюрдале прогулка минут 20 и обратно, вниз. Погода испортилась, пошел дождь, так что мы спокойно докатились до Флома по рельсам и пересели в машину. Пора искать место под лагерь.
Задача была найти лагерь до того, как все лягут спать в этой прекрасной стране, а судя по времени, они уже собирались это сделать.
Часа через 2 мы подъехали к развилке. Прямо был тоннель, самый длинный тоннель Скандинавии, а левее был городок. Поскольку за тоннелем населенки в обозримом будущем не было, а погода стремительно портилась, решили искать жилье в городке. В кемпинге нам сказали, что свободных рорбу у них нет, а ставить палатки погода не советовала. Прокатившись выше городка километра на три, нашли кемпинг из 12 домиков. Два были свободны и за 70 евро в сутки один из них стал нашим. Было решено на следующий день делать дневку. Надо было проработать детали дальнейшего маршрута, перебрать и подсушить шмотки, отдохнуть от дороги. Но самое главное, изучив прогноз погоды, мы узнали, что во всеобщем дожде на всей территории Норвегии есть солнечное окно длительностью в двое суток, идущее за нами по ходу нашего движения. И одной дневкой мы рассчитывали в него попасть и в нем ехать дальше. Как оказалось, решили мы не зря и дальше ехали в солнечной погоде. А пока впереди были сутки простоя. Вот такой вид открывался с крыльца нашей рорбу:
17 июля стало дневкой. Утром погода была отвратной. Я доехал в городок до магазина, закупился едой и вернулся обратно в рорбу к девушкам.
Перебрали шмотье. Компанию нам с самого утра составлял Мистер Джек с колой и текила с лаймом, а, так же, сухое красное с сыром.
Готовили на обед уже не помню что.
У Катюхи была фотосессия с мужезаменителем.
На ужин пожарили здоровенный стейк на всех.
Поужинали, спаковали основное барахло и завалились спать.
18 июля погода, как и предполагали, резко улучшилась. Дождь закончился, начало проглядывать солнышко. Завтракаем и в путь.
На сегодня у нас по плану самый длинный тоннель Скандинавии, смотровая площадка на перевале, скала Kannesteinen и финиш в городе Лоен, в котором построили могучий фуникулер на плато, нависающее над городом. Этот фуникулер надо посещать утром, что мы и надеялись сделать 19 июля.
Лердальский тоннель (норв. Lærdalstunnelen) — автомобильный тоннель, связывающий муниципалитеты Лердал и Эурланн норвежской губернии Согн-ог-Фьюране, расположенной в западной части Норвегии. Тоннель является частью европейской автомобильной дороги E16 между Осло и Бергеном.
Длина тоннеля составляет 24,5 километра. Его сооружение началось в 1995 году и в 2000 году было завершено. Тоннель является вторым по длине, после Готардского тоннеля, длина которого 57,1 километр. Горы, сквозь которые проходит тоннель, достигают высоты 1600 метров.
Особенностью конструкции тоннеля является наличие в нём трёх значительных по размерам искусственных пещер (гротов), расположенных на приблизительно равном расстоянии друг от друга и делящих, таким образом, тоннель на четыре примерно одинаковые по длине секции. Это сделано с целью снятия у водителей напряжения, возникающего при длительном движении в однообразных условиях, а также для того, чтобы дать им возможность отдохнуть.
Дальше дорога шла через фьорды, периодически переправлялись паромами.
После очередного парома нам надо было ехать в горы, дабы перевалить хребет и попасть к следующему фьорду. Можно было бы объехать через тоннели и паромы, но это не так интересно, как перевал.
Дорожка становится Уже, одна полоса на всех и серпантин.
На самом верху температура падает до 0 градусов, входим в зону облачности.
После перевала дорожка пошла под уклон и через минут сорок мы уже приехали в зону зеленых насаждений. Остановились передохнуть на полчаса на озере.
Дальше проехали мимо очередного водопадика, малорасходный, но симпатичный.
Потом дорога опять перемежалась паромами.
Промежуточной точкой нашего маршрута в этот день был Kannesteinen, или «Камень-на-ножке». Находится он в мрачных долбенях по отношению к основным маршрутам, так что на него пришлось сделать крюк километров на 200.
Камень необычный, залезть на него не просто, но реально.
Пейзаж вокруг достаточно суровый.
Облазив камень, поехали в сторону Лоена, нам предстояло найти кемпинг, узнать все про фуникулер, попробовать найти рыбалку на форель.
В Лоене погода была совсем другой, солнечно и тихо.
Нам подтвердили, что на фуникулере лучше подниматься утром, посему мы сразу и купили билеты на следующий день. Обошлись билеты по 50 евро на человека.
После этого заскочили в магазин за едой и отправились искать кемпинг, который оказался в двух километрах выше по реке от фуникулера. Там и разбили лагерь. Погода позволяла прекрасно жить в палатках. Далее по маршруту плохой погоды больше не было.
Рыбалка на форель там была плохая и решили не заморачиваться.
На ужин у нас морское меню.
19 июля решили встать пораньше, дабы приехать на фуникулер к открытию, но не тут то было…
Утро встретило нас плотным туманом, настолько плотным, что видимость составляла метров 20. В таком тумане не то, что на фуникулер, из кемпинга то выехать сложно. Начали неспешно готовить завтрак и собирать лагерь. Все было мокрым от тумана.
Часа через 3 стало чуть светлее, в тумане появились прогалы, мы решили ехать к фуникулеру и смотреть по обстановке.
Возле фуникулера стало ясно, что туман лежит в низине, а все остальное пространство прекрасно просматривается. С этим радостным событием мы и поехали наверх.
Фуникулер этот достроен в мае 2017 года. Называется он Loen Skylift.
Канатная дорога поднимается 1011 метров над уровнем моря на вершину горы Ховен, возвышающуюся над Нордфьордом. Максимальная скорость составляет 7 м/с с уклоном до 60°, это один из самых крутых пассажирских подъемников в мире. В среднем уклон составляет 45°. Гондольный подъемник находится на высоте 170 метров над землей в самом высоком месте.
Сверху открывается отличный вид на фьорд и город Лоен, а, так же, окрестные горы. Из этого места существует множество пеших и велосипедных маршрутов для любителей топтать грунт или педали.
Обозрев все окрестности, спускаемся вниз. На сегодня у нас по плану еще Фьорд Гейрангер, каньон с водопадами, Лестница Троллей и Атлантическая дорога.
Выезжаем из Лоена в сторону Гейрангера и через 10 минут втыкаемся в мертвую пробку. Одна полоса в каждую сторону. Машины стоят, люди выходят и пытаются друг у друга вызнать, что происходит. Пробка уходит километров на 8 вперед. Над дорогой проходят 3 или 4 вертолета медэвака. Пытаемся понять, что случилось. А случилось ДТП перед тоннелем, по этому поводу дорога перекрыта на неопределенное время, пока не расчистят обломки, не проведут все следственные действия и не обезопасят место ДТП. Это может занять от нескольких часов до суток. Решаем не ждать, а ехать другой дорогой, пусть она и длиннее на 300 км, но здесь не известно, сколько простоишь. Кстати, мотоциклисты стояли в пробке, вместе с машинами и автодомами, хоть встречного потока и не было, дорога перекрыта в обе стороны. Никто не лез по разделительной или по встречке.
Развернулись мы и поехали обратно через Лоен на западное побережье.
Пейзаж вокруг постоянно менялся от снежных вершин до зеленых полей и обратно.
Проехав крюк, встали на дорогу до Гейрангера и заехали в тот самый каньон с водопадами. Напоминает Хаджохскую Теснину в Адыгее, только тут чище намного.
Смотровую Гейрангера проехали мимо, ибо уже видели этот фьорд с другого берега.
Дальше у нас предстоит одна из ключевых автомобильных достопримечательностей Норвегии – Лестница Троллей. Но до нее еще надо добраться вверх по серпантину.
Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес и Валлдал.
Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъёма делает 11 резких поворотов, высота подъёма иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъёма находится мост через водопад Стигфоссен.
Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.
Наверху, в начале Лестницы, есть парковка и смотровая площадка, а, так же, несколько сувенирных магазинов. Здесь же, на парковке, пожарная команда тушит загоревшуюся проводку под капотом в кемпере. Все покрыто пеной в 3 слоя, рядом растеряно стоят пожилые хозяева автодома. А хватило бы обычного автомобильного огнетушителя… Пытаемся настроиться на спуск.
Сама лестница Троллей намного интереснее в прохождении на машине, но и выглядит сверху весьма неплохо.
Начинаем спуск. Тормозами пользоваться нельзя, сгорят моментом, тормозить только мотором. Спасибо гидромеханическому автомату, который это прощает.
После этого чудесного спуска нам опять на паром и на другой берег фьорда.
Пока шли на пароме, я поменял бабушке на хонде пробитое колесо, чем явно шокировал всех остальных пассажиров парома, да и команда явно такое видела впервые.
Вот так выглядит наш паром со стороны:
Дальше наш путь лежит на северо-запад к Атлантической дороге.
Атлантическая дорога (Atlantic Road) — участок двухполосного шоссе оригинальной конструкции.
Является составляющей 36-километровой национальной туристической дороги № 64 (Бюд — Корвог) и связывает небольшие острова в Атлантическом океане между населенными пунктами Молде и Кристиансунд (от первого до шоссе 47 км, от второго — 30 км).
Имеет титулы «Строение века Норвегии 2005 года» и «Лучшая туристическая дорога страны» по версии газеты The Guardian от 2006 года.
На протяжении 8,27 км шоссе проходит по семи мостам общей длиной 891 метр. Самый высокий мост Storseisundet поднят над водой на высоту в 23 метра специально ради возможности прохождения под ним судов.
Здесь уже реально холодно и очень ветрено.
Но места красивые и интересные.
Та мы с Женей повесили заранее заготовленный замок.
Погуляли по окрестностям еще минут 20 и поехали дальше.
Дальше нам надо было найти кемпинг. Все, что предлагалось в округе, было или занято, или сдувало в океан, или болото.
В результате уже после 22.00 мы приехали по указателям в какой-то кемпинг, но мне там житель сказал, что это частный кемпинг, только для гостей хозяина. Я нашел хозяина, норвежца лет 80, который сказал, что я могу поставить палатку на его поле. Еще через 5 минут выяснилось, что указанный норвежец закончил Военно-морскую академию в Питере и сносно говорит по-русски, а еще через 10 минут мы уже заселялись в номер для «своих».
На ужин быстренько состряпали болонезе и салат из овощей с нашей любимой рукколой.
Время час ночи, все, в душ и спать.
20 день поездки, он же 20 июля.
Сегодня в планах город Тронхейм, Нидаросский собор и база подводных лодок Третьего Рейха – Дора 1.
По дороге в Тронхейм нам попадается живописный мостик.
И вот мы прибыли к Нидаросскому собору.
Нидаросский собор это лютеранский собор в Тронхейме, исторически наиболее значимая церковь Норвегии, место коронации норвежских монархов.
Возведение собора началось в 1070 году на месте захоронения Олафа Святого, павшего в битве при Стикластадире (1030 год). Строительство было завершено приблизительно к 1300 году. Собор неоднократно страдал от пожаров, в результате чего несколько раз перестраивался. Последняя крупная реставрация началась в 1869 и официально завершилась лишь к 2001 году.
Собор выполнен в готическом и романском стиле. Его западный фасад декорирован фигурами монархов, святых и изображениями Христа, а интерьер украшают витражи, установленные в XX веке. В храме также находятся два органа и мощи святого Эйстейна Ерлендссона.
Вокруг собора находится кладбище, по возрасту не уступающее собору.
Далее нас интересует бывшая база подводных лодок Дора 1.
Дора 1 это база для субмарин немецкого Кригсмарине, построенная во время Второй мировой войны. Тронхейм традиционно упоминался как Drontheim на немецком языке и название DORA от названия литеры «D» в немецком фонетическом алфавите. Бункер «Дора 1» стал одним из элементов в рамках строительства огромной военно-морской базы Кригсмарине и нацистского города Нордштерн.
Сегодня в бывшей военно-морской базе размещены городской и государственный архивы, боулинг и несколько других предприятий. Пеналы для субмарин в настоящее время используются в качестве гавани для гражданских судов.
Больше в Тронхейме для нас нет ничего интересного и мы покидаем город.
На ночевку встали на берегу, в кемпинге, где нашлось хорошее место на отдельной поляне, да еще и с электричеством. Погуляли по пляжу и окрестностям.
Пожарили на ужин свиные медальоны в остром соусе, компанию которым составил салатик. После ужина сразу пошли спать, ибо утром предстоял большой перегон до следующей запланированной точки.
21 июля. Сегодня нам предстоит перегон в 700 км до города Будё, из которого мы планируем в ночь сесть на паром до Лофотенских островов.
Дорога тянется серой лентой, пейзаж постепенно превращается в тундру.
По дороге остановились посмотреть каскад мощных порогов.
К 19.00 приезжаем в Будё. Находим паром. Хоть это и большой длительный паром, но билеты продаются прямо в очереди, которая формируется из машин веред паромом в специально размеченных коридора.
Для того, чтоб попасть на паром без предварительной записи надо приезжать либо на первый паром рано утром, либо на последний поздно вечером. Наш выбор был – последний паром. Через час ожидания паром подали к пирсу. За это время нас всех обилетили шустрые служащие прямо в очереди и выдали нам стикер на стекло, по которому персонал парома распределял машины в утробе корабля. Этот же стикер и являлся билетом.
Плыть нам предстояло почти 5 часов.
Паром большой, комфортный, тихий. На открытых палубах был очень сильный ветер и мы в основном сидели в ресторане, где плотно поужинали.
В районе полуночи мы приплыли в город Москенес на Лофотенских островах. Природа изменилась полностью, мы оказались на скалах с небольшим количеством мхов и лишайников, правда по берегу росли редкие кустики. Кемпинги в это время были битком, мест нет вообще. В одном месте нам предложили рорбу за 400 евро в сутки, мы отказались по соображениям здравого смысла. Единственным вариантом оставалась ночевка дикарем.
Проехав по дороге километров 6, мы нашли парковку машин на 10, вокруг которой можно было поставить несколько палаток. 3 палатки уже было, мы добавили свою и собрались спать, ибо поели на пароме.
Уговорили под пармезан бутылочку красного сухого и легли спать.
22 июля быстро собрали лагерь и двинулись в путь.
На сегодня мы собрались найти морскую рыбалку на треску, ибо на Лофотенах она лучше всего. Кроме того девушки хотели сплавать к птичьим колониям. И нам нужно было найти место ночевки получше, чем парковка у дороги.
По рыбалке нас ждал облом, ибо запись только на следующий день. Записались. Вообще, как показала практика, для хорошей рыбалки надо договариваться сильно заранее. То, куда я записался, отменилось следующим утром и только благодаря активному опросу местных, я нашел мужика из частников со своим кораблем, который меня и вывез.
По птичьим колониям записались тоже на следующий день.
А сегодня мы поехали искать кемпинг и осматривать окрестности.
Потом остановились погулять по пляжу и поехали искать кемпинг.
Кемпинг нашелся чуть в стороне от дороге, прям на берегу залива. Собственный пляж, стоянка на газоне, душ, кухня, прачечная, электричество. Все, что надо. Там и осели. Вот так выглядит залив и кемпинг сверху.
На второю половину дня у нас запланирована фотосессия. Екатерина согласилась нам ее устроить. Все же 10 годовщина свадьбы.
После фотосессии воспользовались прачечной, ибо запас чистого шмотья уполовинился за последние несколько дней.
На ужин забодяжили плов и овощи. Сдобрили это дело Мистером Джеком и легли спать.
23 июля утром выяснилось, что рыбалка отменяется, ибо группа не набрана. Девушки отправились на скоростном катере к колониям морских птиц, а я начал судорожно решать проблемы с рыбалкой.
Пока Женя с Катей гонялись по Ледовитому океану за этими галдящими тварями, я нашел на вечер себе рыбалку у частника.
Забрал девушек по прибытии с птичьих колоний, дальше мы направились обратно в кемпинг, до отъезда на рыбалку у меня оставалось часа два.
К назначенному времени добрался до дома этого мужика. Рядом (через дорогу) у него пирс, ангар для разделки рыбы и баркас.
Мужик свое дело знает, живет рыболовством и умеет это делать. Мотались по морю мы вместо планируемых четырех часов аж целых семь. Наловились рыбы по самое нехочу. Очень понравилось, договорились, что приедем к нему в марте на нерест трески. А сейчас ловилась в основном скумбрия.
Поздно вечером приехал в лагерь, а там счастье – ужин готов, паста карбонара. Отужинали и отвалились спать. На завтра было много планов.
24 июля. Скоро надо будет двигать домой, и это не радует. Но об этом стараемся не думать.
На сегодня у нас дорога сквозь все Лофотенские острова и посещение города Нарвик.
По мере продвижения по островам пейзажи радуют ежеминутно. Удивительное сочетание камня и воды.
Нарвик был основан в качестве портового города и по-прежнему сохраняет свой статус важного транспортного узла. Официально город был основан в 1902 году, выделившись из муниципалитета Анкенес, который в 1974 году сам вошёл в состав Нарвика.
В Нарвике нас интересует военный музей, куда мы и направились.
В музее представлено много экспонатов времен Второй мировой войны, в частности бомбомет Хеджхог, который мало где экспонируется, а, так же, человекоуправляемые торпеды.
На ночевку встали не далеко от Нарвика в живописном кемпинге.
На ужин стейки в соусе BBQ.
25 июля. Сегодня мы планируем посетить город Хаммерфест, Дугу Струве, музей Тирпиц, и к вечеру добраться до Нордкапа.
Но сначала нам надо в Хаммерфест. Дорога давно идет за полярным кругом, природа представляет собой в основном тундру. Температура днем поднимается до 9 градусов. Ночью около 0.
А дальше входим в зону низкой облачности. Температура падает до +1 градуса, видимость отвратная.
Но, не смотря на все эти засады, мы добираемся до музея Тирпиц в Каафьорде, где великий линкор и был потоплен британской авиацией.
А вот в этой бухте Тирпиц был потоплен.
Дальше наш путь пролегает по арктическим районам в сторону города Хаммерфет. Эта территория является местом обитания северных оленей. Олени они еще те… Туман, видимость минимальна, а эти олени ходят по дороге и на машины не реагируют.
Пробравшись сквозь этих оленей, мы добираемся до Хаммерфеста.
Хаммерфест — город и коммуна на севере Норвегии, в фюльке Финнмарк. Самый северный город Европы.
Близ Хаммерфеста находится крупное газовое месторождение Снёвит.
В Хаммерфесте находится один из монументов Дуги Струве, к которому мы и направились.
Дуга Струве это сеть из 265 триангуляционных пунктов, представлявших собой заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра 2 метра, протяжённостью более 2820 километров (1/14 часть окружности Земли). Создавалась с целью определения параметров Земли, её формы и размера. Названа по имени создателя — российского астронома Фридриха Георга Вильгельма Струве (Василия Яковлевича Струве).
Осмотрев этот заполярный городок, выдвигаемся на Нордкап.
Видимость падает совсем. Туман как молоко.
И вот, пробравшись через туман, мы добираемся до Нордкапа.
Нордкап — мыс на острове Магерё, в коммуне Нордкап. Высота мыса 307 м.
Нередко также считается самой северной точкой Европы, однако, мыс расположен на острове, а к Европе относят и более северные острова архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Также соседняя точка Кнившелльодден выступает в море на 1,5 км севернее (оба места находятся на острове). Самой северной континентальной точкой Европы является мыс Нордкин.
Заезд на мыс платный и, заплатив в районе 90 евро, мы заехали на парковку. Там же можно ставить палатки, что мы и сделали.
Был поздний вечер, но там не темнеет, туман развеиваться явно не собирался еще несколько дней, поэтому мы пошли гулять, ибо ночью народу меньше.
На мысе построен огромный комплекс с гостиницей, ресторанами, музеем истории мыса и сувенирными магазинами.
Поскольку видимость было практически нулевой, то фотографий почти нет, остались только впечатления.
После прогулки забились в палатку и принялись готовить. На ужин у нас удон с соусом терьяки. Ну и Мистер Джек, само собой.
И вот в районе трех часов утра мы ложимся спать.
26 июля мы выспались и собрались ехать до границы с Россией, путешествие неумолимо заканчивалось.
Утром нас посетила пара здоровенных воронов, искавших, что можно сожрать.
Потом из тумана вывалилось стадо оленей.
Пора ехать в сторону границы, но мы не ищем легких путей, посему решили ехать не по дороге, а срезать через горный хребет. Основным мотивом был поиск оленей в горах. Зачем?- Я не знаю, спросите у фотографа.
И мы свернули с асфальта. Да, это не Кольский, это намного суровее.
Очень быстро мы залезли в зону снежников, часть которых надо было идти траверзом. При этом машину тащит вниз, а до обрыва метров 60. Пару раз было стремновато, но стравив резину, все прошли без потерь.
Даже кофе сварили, пока надували колеса обратно.
В конечном итоге поблуждав по горам часа четыре мы выехали на какой-то проселок и по нему спустились вниз. За спиной у нас осталась табличка «Военный испытательный полигон, проход и проезд запрещен». Все как всегда.
А оленей мы нашли опять чуть дальше по дороге.
К 18.00 мы подъехали к границе с РФ возле городка Киркенес. Таможенный осмотр, паспортный контроль, проверка на штрафы, и мы снова в РФ.
От МАПП идет отличная новая широкая дорога, но через 10 км она заканчивается, совсем заканчивается. И начинается русская дорога в районе севера.
Первое, что мы увидели – это грязные обочины, облезлые серые пятиэтажки поселка Заполярный, чадящие в небо трубы и пьяного, валяющегося на обочине. Контраст от этого был таким резким, что пришлось остановиться и друг у друга спросить, нет ли у нас шансов уехать обратно. Поскольку шансов не было, то мы поехали в сторону Москвы.
На ночевку встали на берегу реки Титовки, на стоянке, которую помнят участники наших кольских поездок. Но тут вышла незадача, с противоположенного берега нас обстреляла какая-то шпана из мелкашки. Ни в кого не попали, но место решили сменить. Отъехав от берега километра на два, замаскировали лагерь в лесополосе и встали на ночевку.
На ужин стейки из мяса, припасенного в Норвегии.
27 июля. 10 годовщина нашей с Женей свадьбы. Проехали Мурманск и приехали к Катюхиным друзьям в Мончегорск. Они нас очень радушно встретили, разместили на ночевку. Мы с Женей сходили в местный ресторан. Впечатление осталось своеобразное, но не плохое. А Катюха устроила нашим добродетелям фотосессию, на которую договаривались еще из Москвы перед отъездом.
Вечерний Мончегорск…
На следующее утро мы выдвинулись в сторону Москвы, куда и добрались успешно два дня спустя. Промежуточная ночевка была в районе Чудово.
Экипаж выражает огромную благодарность Руслану (jjeff) за медийную поддержку и помощь в прохождении маршрута, Артему (Murinos) и Александру (Shureg) за оперативную поддержку и своевременное реагирование при возникновении сложных ситуаций на маршруте.
С удовольствием ответим на все вопросы и предоставим более детальный материал по поездке, кому интересно. Пишите, звоните.
До встречи на маршруте….
«Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта. Nissan Patrol 2008, ZD30, АКПП, лифт 3`, 33` BFG MT, лебеда Warn 11500.