Автодилеры предложили Центробанку (ЦБ) ввести ограничение на наличные расчеты при продаже автомобилей физлицам. С этой инициативой выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которая представляет интересы более 3,4 тысячи дилеров, подробности передает РБК.
На первый взгляд идея кажется абсурдной: дилерам попросту выгоднее работать с наличностью, ведь при расчетах с использованием банковских карт они вынуждены тратиться на эквайринг, который зачастую составляет 1,5–2% от суммы перевода. С учетом не столь высокой маржинальности (по оценкам экспертов, в среднем она составляет 5%), это весьма ощутимая доля.
Однако глава РОАД Олег Мосеев объяснил, что с помощью такого хода дилеры могут выбить себе более выгодные условия по эквайрингу. Дело в том, что сам Центробанк заинтересован в снижении хождения наличности у дилеров.
В течение 2018 года регулятор неоднократно сообщал о том, что автосалоны стали массово заниматься незаконным обналичиванием. К такому явлению привел целый ряд факторов. Ключевую роль сыграло два условия. Во-первых, Центробанк постоянно ужесточает контроль за коммерческими банками, поэтому они уже не могут осуществлять подобные незаконные операции. Во-вторых, в автосалонах постоянно происходит хождение больших сумм наличности.
Так что ограничение на возможность расплаты наличными будет играть на руку Центробанку. Но в то же время дилеры преследуют и собственную выгоду. Они просят снизить ставки на эквайринг с 1,5–2 до 0,2–0,3%. По мнению Моисеева, столь радикальное падение ставки возможно при привязке к национальной системе «Мир», которая в этом случае получит существенное преимущество перед иностранными платежными системами.
С учетом текущих высоких ставок на эквайринг дилерам приходится перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Так, при покупке по безналу автосалоны нередко увеличивают общую сумму на 3–4%. В итоге человеку выгоднее самостоятельно снять деньги со счета и прийти с чемоданом наличности.
По данным операционного директора дивизиона автодилерской группы «Авилон» Александра Никонова, в других странах ставки по эквайрингу существенно ниже. К примеру, британские дилеры платят банкам всего 0,2–0,55%. Российские автосалоны с учетом затрат на эквайринг и процессинг тратят от 1,45 до 1,65%, что порой составляет всю маржу дилера. Все это приводит к тому, что сейчас доля безналичных расчетов у самого «Авилона» не превышает 10%.
Проблема высоких ставок на эквайринг характерна не только для автомобильного бизнеса. В 2018 году предприятия общепита все чаще стали отказывать в оплате картами. Нередко в таких случаях клиентов просят перечислить оплату с помощью мобильного перевода, который зачастую не облагается дополнительными комиссиями со стороны банка.