Доброго дня форумяне !
Материал в статье был с повторами , и я взял на себя смелость немного урезать . Времени проверить нет - поэтому сильно не пинайте
Сам материал показался объективным и познавательным , особенно в плане гарантийных обязательств .
Меня смущает один момент - в статье заявлен невысокий срок службы аккумулятора - в идеале он будет 4-5 лет . А к примеру у меня аккумулятор АТЛАС прослужил 5 лет ( я его брал с б\у тойотой короллой , следовательно и до меня он какое-то время проработал ) .
Итак сама статья :
По материалам журнала "Секреты выбора и применения. Автомобильные аккумуляторы".
Авторы: Н. Курзуков, В. Ягнятинский
Выбираем автомобильную аккумуляторную батарею
Уход аккумулятору с особой нежностью не нужен, -он постоянно должен быть заряжен и обслужен...
Данный сборник содержит статьи, опубликованные в журналах за последние годы по теме эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей (АКБ) на автомобильном транспорте. Я не считаю имеющуюся в статьях информацию исчерпывающей, - тема слишком обширна, чтобы втиснуть её в рамки небольшой статьи. Кроме того, они публиковались в разное время и, в основном, в журналах для специалистов, что ограничивало возможность для огромной аудитории простых автолюбителей ознакомиться с ними. Поэтому они не нашли широкого распространения, особенно в удалённых регионах, где, как показывает моя практика, нужда в подобной информации есть постоянно.
Отказы стартерных батарей (по причине глубокого разряда, вызванного условиями эксплуатации автомобиля) часто приводят к конфликтным ситуациям, нередко заканчивающихся судебными разбирательствами. А всё из-за того, что влияние условий работы батареи на её электрические показатели не все автомобилисты понимают однозначно. Возникают разные толкования, которые сводятся к одному: «Моей вины в отказе этого аккумулятора нет!» Некоторым кажется, что автомобиль - сам по себе, а аккумуляторная батарея - сама по себе, изделие, которое никак не связано с другими компонентами электрооборудования автомобиля, с режимом эксплуатации этого автомобиля и с температурным фоном окружающей среды. С приобретением автовладельцами и водителями достаточного опыта, получением необходимой информации по зависимости показателей состояния батареи в процессе эксплуатации от вышеперечисленных условий думаю, подобные представления можно выправить.
Иногда при отказе аккумуляторной батареи водитель задаётся вопросом: «Почему аккумулятор не берёт заряд, ведь генератор-то работает и, кажется, даёт зарядку?» Однозначного и простого ответа на этот вопрос в двух словах нет, для этого специалисту надо проверить показатели зарядной системы автомобиля, установить причину низкой заряженности батареи. Иногда она заключается в неисправностях регулятора напряжения, самого генератора (выпрямительных диодов, коллектора якоря, щёток), в наличии «утечек» энергии в других компонентах бортовой сети автомобиля, и даже в длительных включениях аудио-медиасистем при неработающем двигателе. Чтобы понять, что такие условия эксплуатации неприемлемы для автомобильного аккумулятора, не стоит ждать полного отказа, который, как правило, случается в самый неподходящий момент, и принимать превентивные меры, т.е. - соблюдать нехитрые правила ухода и обслуживания аккумуляторов. Для аккумуляторных батарей на кальциевых электродах повторяющиеся глубокие разряды особенно губительны - они негативно сказываются на их ресурсе: в таких случаях ускоряется разрушение активной массы пластин.Особое внимание хочу обратить на так называемые «необслуживаемые батареи». У большинства аккумуляторов такого исполнения нет пробок заливных отверстий в крышках, что значительно затрудняет их обслуживание в период эксплуатации, в котором они всё-таки нуждаются.
Приведённые в сборнике статьи рассматривают различные вопросы, связанные с эксплуатацией аккумуляторов, в том числе и по гарантийным обязательствам поставщиков на начальный период работы батареи. Зачастую при назначении гарантийного срока производители не оговаривают условий содержания аккумуляторов. Получается, что в этот срок не учитывается ни пробег автомобиля, ни техническое состояние всех иных компонентов бортовой электросети и потребителей энергии, влияющих на надёжность и общий срок службы баккумулятора. Отдельным пунктом в гарантийном талоне указано, что замена аккумулятора в период гарантийного срока производится только при наличии в ней производственного дефекта. Аккумуляторы с производственным дефектом — Это некачественное изделие, которое долго эксплуатироваться по определению не может. Как показывает практика, все производственные дефекты аккумулятора проявляются в течение первого года эксплуатации и она просто физически не может отслужить два-три года. Но слова «гарантийный срок» создают у автовладельца иллюзию, что аккумулятор, вышедший из строя по причине износа пластин вследствие бесконтрольной эксплуатации и полного забвения, можно предъявить в гарантийный пункт на бесплатную замену. Именно поэтому иногда возникают очень серьёзные конфликты между поставщиками аккумуляторов и их владельцами.
Хочется надеяться, что материалы настоящего издания помогут автомобилистам и специалистам, контролирующим автомобильные стартерные аккумуляторы в процессе эксплуатации, находить справедливые решения.
В публикуемых материалах я исхожу из предположения, что отдельные дефекты в представленных на проверку батареях не являются поводом предполагать их наличие во всей продукции той или иной фирмы-производителя. Вместе с тем, необходимо отметить, что обнаруженные дефекты встречаются практически во всех типах исполнения современных стартерных аккумуляторных батарей. Отсюда возникает вопрос к системе контроля готовых изделий на заключительном этапе производства: почему дефектные батареи попадают на прилавки магазинов и в эксплуатацию?
Срок службы автомобильного аккумулятора.
Покупая новый автомобиль, мы не задумываемся о возможном сроке его службы. Но при этом понимаем, что кроме свойств самого автомобиля, его долголетие в значительной мере зависит от условий и режима эксплуатации, от условий хранения и обслуживания.
Роль владельца в долголетии автомобиля является решающей, ведь он на длительном этапе контролирует эти факторы, может снижать их негативное влияние на надёжность работы основных узлов, агрегатов и компонентов электрооборудования. В таком же сложном взаимодействии условий (внешних и внутренних) работает стартерная батарея. Каждый новый автомобильный аккумулятор имеет свой конструктивный ресурс, обеспеченный изготовителями путем применения различных добавок в сплаве решёток и активной массе пластин. Свойства сепараторов, качество электролита и строгое соблюдение технологии на всех этапах изготовления аккумуляторной батареи окончательно формируют исходный ресурс. Расход ресурса стартерной АКБ, залитой электролитом и заряженной ещё на заводе, начинается с конвейера производителя. Время доставки батареи до покупателя работает на снижение её ресурса, оно должно быть минимальным.
Как же в последующем расходуется ресурс аккумулятора? - От момента его установки на автомобиль и до полного исчерпания потенциальных возможностей в режиме стартер-нога запуска двигателя. Календарное время гада эксплуатации автомобиля также в некоторой мере влияет на принятие решения по замене аккумуляторной батареи на новую, если её ресурс исчерпан. А происходит это ежедневно и с различной интенсивностью. Как снижается ресурс основных элементов автомобильных аккумуляторов при эксплуатации автомобиля? Рассмотрим основные факторы, приводящие в итоге стартерную батарею к полному отказу.
При безукоризненном исполнении всех конструктивных элементов аккумулятора основными деталями обеспечения его разрядной мощности являются блоки пластин. Это они из внешней цепи (от зарядного устройства или генератора автомобиля) получают заряд и отдают накопленную энергию в виде разрядного тока. Зарядно-разрядные процессы на электродах (пластинах) протекают в присутствии электролита (раствора серной кислоты). Это он пропитывает каждую частичку активной массы пластин, подготавливая и поддерживая процесс этих реакций. Плотность электролита снижается при разрядном процессе и наоборот- повышается при зарядном. Изменение плотности электролита связано с расходованием части серной кислоты в процессе разряда и её образованием вновь при зарядном процессе. Работа аккумуляторной батареи начинается в состоянии заряженности, близком к полному использованию активной массы пластин. Непродолжительный разряд на питание стартера при пуске двигателя сменяется зарядом от генератора. Стартерный разряд по продолжительности и глубине разряда аккумуляторной батареи зависит от технического состояния системы зажигания, топливоподачи, температуры окружающего воздуха и т.д. Работающий двигатель обеспечивает заряд аккумулятора от генератора.
Величина зарядного тока и продолжительность заряда имеют индивидуальные значения с учётом начальной температуры электролита (условий хранения автомобиля), состояния заряженное, технического состояния генератора, регулятора напряжения и последующей продолжительности работы автомобиля. На зарядный режим аккумулятора при движении автомобиля влияет и количество включенных штатных потребителей электроэнергии, которые могут изменять зарядный режим в широком диапазоне. При возникновении неисправности генератора, зарядный режим батареи может смениться на разрядный, при котором степень заряженности постепенно снижается и может наступить полный отказ. Подобное не является характерным, но в экстремальных условиях (зимние - с холодами, летние - с высокой температурой) количество отказов увеличивается. Многообразие пусковых режимов, а также зарядных режимов, в сочетании с продолжительностью суточной работы автомобиля в течение года, создают определённую интенсивность износа электродов (пластин).