chim писал(а):Не согласен. Шкив болтаться не начнёт, если болт не ослабнет. Посадочное гнездо шкива начинает разбиваться, если болт начал откручиваться.
а если таки начнет? В идеале да - пакет шестеренок стянут болтом, болт находится в зоне упругих деформаций, а трение в резьбе и по шляпке не дает ему открутиться. Идеальные картинки - они такие идеальные.
А если... много если:
- дефект соприкасающихся поверхностей. Скажем, торец шестерен-шкива неровный, под конус или фаска какая не снята.
- что-то попало между соприкасающимися детальками в пакете. Песочек, например, куда от него деться. Пока тянули - было ок. А потом от вибраций камушек (утрирую) прокушал соседние поверхности, провалился, толщина пакета уменьшилась, натяг болта ослаб.
- сам болт (любая из деталей пакета тоже) в результате циклов нагрева-охлаждения, вибраций и изменения фаз луны по китайскому календарю, а также в результате своих собственных производственных дефектов, немного потянулся как телом, так и резьбой, например. Опять же кризис мировой финансовый, ну как тут не ослабнуть.
- кроме того, весь этот стянутый вращающийся пакет постоянно подвергается изгибающим нагрузкам со стороны ремней вспомогательных. Нагрузка относительно невелика, но как известно, и вода камень точит.
Повторю, пакет шестерен большой: колено, втулка насоса, шестерня привода балансиров, жестянка, шестерня привода грм, шкив привода вспомогательных, шайба, болт. Аж 7 (семь, Карл!) соединений и восемь деталей.
Втулка насоса тонкостенная, поверхность соприкосновения с соседней шестерней привода балансиров относительно небольшая. Шестерня привода балансиров вообще голимый люминь, мягкая. Жестянка, идущая следом, тоже сделана из говнилина, который при небольшой площади контакта, тоже сжимается на ура.
Так что при жесткость всех элементов пакета не так уж и велика.
Для правильной работы соединения болт колена должен находиться в зоне упругих деформаций, однако на практике его могут и перетянуть, тогда необратимые изменения изменят его ТТХ и несмотря на последующую "правильную" затяжку, требуемое усилие сжатия пакета не будет обеспечено.
Неспроста кореянцы пропатчили колено, устанавливаемое на портер - увеличили резьбу этого болта аж до М18 и соответственно увеличили силу сжатия этого бутерброда. Хотя для этого им даже пришлось запилить новые шпоночные пазы, меньшие по глубине, и соответственно новые, меньшие, шпонки.
Так что вот такое мое мнение. К барьеру, господа!
черный длинный валящий турбо г2 зеленого цвета, мешалка, 33"BFG МТ, наркота в заднем мосту, лебедка, надпись на борту "Долой царя!"